Вы можете БЕСПЛАТНО задать вопрос юристу онлайн

  • Для всех регионов РФ доступна бесплатная онлайн консультация;
  • Для жителей Москвы и МО, Санкт-Петербурга и области существуюет бесплатная горячая линия;

Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

Правила оказания бесплатной юридической помощи

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Оказание бесплатной юридической помощи: правовые аспекты

Дипломная работа специалиста

по специальности 050402.65 Юриспруденция

Конституция Российской Федерации Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.гарантирует (ст.48) каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, а в некоторых случаях бесплатно.Сегодня право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь является важнейшим социальным благом, которое обеспечивает реализацию других конституционных гарантий. Россия в ст. 7 Конституции РФ провозглашается социальным государством. Поэтому сегодня особенно актуальным является обеспечение реализации конституционного права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. В современной России система бесплатной юридической помощи начала создаваться в 2002 г., первоначально бесплатную юридическую помощь оказывали адвокаты. Следующим шагом в обеспечении реализации конституционного положения о праве на бесплатную юридическую помощь стало принятие постановления Правительства РФ от 22 августа 2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» Собрание законодательства РФ. 2005. № 35. Ст. 3615..

Проведенный эксперимент показал актуальность и нуждаемость людей в системе государственной бесплатной юридической помощи. Конечным этапом стало создание, в соответствии с Конституцией РФ, Федерального закона от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725., который регламентирует право граждан на квалифицированную юридическую помощь, оказываемую бесплатно. В данном законе закреплены основные цели, принципы, виды оказания бесплатной юридической помощи, субъекты оказания юридической помощи, квалификационные требования к лицам, оказывающим юридическую помощь. Но закон не устранил некоторые проблемы, связанные с реализацией конституционного права на оказание бесплатной юридической помощи. В нем не отражены критерии качества оказываемых юридических услуг.

Актуальность темы обусловлена тем, что проблемы получения бесплатной юридической помощи, ее доступности являются весьма важными для среднестатистического россиянина сегодня, в особенности в условиях продолжающегося мирового кризиса. Граждане не имеют соответствующего дохода для защиты своих прав и законных интересов на платной основе. Также закон является относительно новым, следовательно, требует глубокого изучения, выявления недостатков и определения способов их устранения.

Объектом данного исследования являются общественные отношения по предоставлению бесплатной юридической помощи субъектами государственной и негосударственной системами бесплатной юридической помощи.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с предоставлением бесплатной юридической помощи, а также правоприменительная практика в данной сфере.

Целью дипломной работы является комплексное исследование отношений, связанных с оказанием бесплатной квалифицированной юридической помощи. бесплатный юридический помощь

Достижение указанной цели осуществлялось посредством решения следующих основных задач:

исследовать содержание понятия «бесплатная юридическая помощь»;

проанализировать нормативные правовые акты;

выявить недостатки оказания бесплатной юридической помощи;

разработать пути решения проблем, касающихся бесплатной юридической помощи.

Теоретическая основа работы представлена трудами А.А. Васильева, Л.Ф. Тихомирова, Л.А. Демидовой, А.С. Остапенко, М. Кику, А.В. Мазаева, Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой, Е.С. Шугриной и других авторов.

Методологическую основу работы составляют такие методы научного исследования, как сравнительно-правовой анализ, формально-юридический, исторический метод, анализ, обобщение.

Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации, Федеральный законот 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102..

Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами. Введение раскрывает актуальность, определяет теоретическую и методологическую основу работы, раскрывает тему, объект, предмет, цель и задачи. В первой главе рассматриваются теоретические основы об оказании бесплатной юридической помощи. Вторая глава посвящена субъектам, оказывающим бесплатную юридическую помощь. В заключении подводятся итоги исследования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯБЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1.1 Понятие и основные принципы оказания бесплатной юридической помощи

Юридическая помощь - это система мероприятий, направленных на обеспечение и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, реализуемых специально созданными на то органами - адвокатурой, нотариатом, частными детективными и охранными службами, юридическими фирмами, общественными объединениями и др., имеющих своей целью достижение правовой защищенности личности в максимальной степени Правоохранительные органы: Учебник / под общ. ред. Н.А. Петухова и Г.И.Загорского. М.: Дашков и Ко. 2005. С.455..

В современном отечественном правоведении предложено достаточно много подходов к пониманию феномена юридической помощи, которые отражаются в предлагаемых дефинициях этого понятия. Такое многообразие взглядов на юридическую помощь обусловлено, по мнению В.Ю. Панченко:

1) терминологическим разнообразием и сложившимися в юридической науке и практике традициями словоупотребления;

2) сложностью рассматриваемого явления и связанными с ней познавательными трудностями отнесения юридической помощи к

какому-либо виду деятельности в сфере права (правозащитной, правоохранительной и др.) либо обоснования ее в качестве самостоятельного вида правовой деятельности;

3) широкой распространенностью в науке и на практике субъектного подхода, когда понятие юридической помощи строится исходя не из ее содержания как деятельности, а из круга субъектов, ее осуществляющих (при этом часто отнесение того или иного субъекта к субъектам оказания юридической помощи никак не аргументируется, предполагается очевидным);

4) недостаточным учетом в процессе исследования юридической помощи как явления социально-правовой действительности функции понятия «юридическая помощь» (отражающего это реальное явление) в системе категорий правоведения, что зачастую приводит к необоснованному ее смешению с близкими, связанными, но не тождественными явлениями (и понятиями): защита, услуги, адвокатская деятельность и т.д.;

5) разобщенностью знаний о юридической помощи -разделением по различным отраслям права, отраслевым юридическим наукам и учебным дисциплинамПанченко В.Ю. Подходы к понятию «юридическая помощь» в современном отечественном правоведении. // URL: http://www.center-bereg.ru/1309.html (дата обращения: 08.06.2015)..

Существует много подходов к определению понятия «юридическая помощь», а именно терминологический, содержательный, субъектный и функциональный. Подробно обратимся к терминологическому и содержательному.

Терминологический подход. Для обозначения изучаемого феномена в литературе используют термины «правовая помощь», «юридическая помощь», «квалифицированная юридическая помощь», «правовое обслуживание», «юридическое обслуживание», «юридические услуги», «правовые услуги» Там же..

Термин «правовая помощь» употребляется прежде всего в международном праве для обозначения отношений сотрудничества между государствами в правовой сфереМилинчук В.В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: общие условия оказания и формы (действующая практика и перспективы развития): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2001. С. 21..Правовую помощь предлагают рассматривать как более широкое понятие, включающее все формы социально активного поведения, всю совокупность средств и методов, направленных на обеспечение и защиту субъективных прав; а юридическую помощь -как особый вид процессуальной деятельности, регламентированной законодательством и осуществляемой юридическими средствамиМиняйленко Н.Н. Право на юридическую помощь и механизм его обеспечения в современной России (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб. 2000. С. 13 - 14..

В широком смысле рассматриваемое понятие возводится на предельный уровень общности, выступает обобщающим наименованием всей совокупности факторов правовой действительности, обеспечивающих реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов, в результате оно теряет качественную определенность, собственное содержание. В узком смысле не учитывается, что юридическая помощь не сводится к процессуальной деятельностиПанченко В.Ю. Указ. соч. С. 1..

Существует и более радикальная позиция, предполагающая, что адвокат является единственным, уникальным субъектом, оказывающим «юридическую помощь». Все иные специалисты и должностные лица никакой юридической помощи не оказывают. Применительно к их деятельности можно говорить только о «правовой помощи» (или квазиюридической помощи в случае судебного и (или) иного представительства). Правовая помощь в этом случае подразумевает разъяснение законодательства без анализа системных связей конкретных обстоятельств правовой проблемы заинтересованного лица, а также оценки вариантов и последствий ее разрешенияБугаренко А.И. Теория, правовые аспекты и практика оказания гражданам бесплатной юридической помощи адвокатами: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2010. С. 18 - 19..

Для терминологической точности одно явление должно характеризоваться одним термином. За термином «правовая помощь» целесообразно оставить смысл, придаваемый ему в международном праве, а для обозначения вида помощи в правовой сфере использовать словосочетания «юридическая помощь», «квалифицированная юридическая помощь» как получившие закрепление в ст. 48 Конституции РФПанченко В.Ю. Указ. соч. С. 2..

Содержательный подход. Трактовки юридической помощи различаются целями и содержанием юридической помощи как деятельности в сфере права, т.е. в переводе на язык логики теми родовыми понятиями, через которые определяется рассматриваемое явление. Так, используются термины «защита прав», «осуществление прав», «обеспечение прав», «услуга».

Юридическая помощь - защита прав. Н.Н. Миняйленко считает юридическую помощь самостоятельным, обособленным видом юридической деятельности, позволяющим субъектам права с наибольшей эффективностью защищать свои субъективные права и спорные интересыМиняйленко Н.Н. Указ. соч. С. 12.. А.Г. Манафов определяет субъективное право на квалифицированную юридическую помощь как гарантированную законом меру обладания человеком социальным благом - юридическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему эффективно защищать и отстаивать свои права и законные интересы, а также использовать в этих целях содействие адвокатуры, нотариата и других организацийМанафов А.Г. Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

С. 6, 9.. По мнению В.Л. Кудрявцева, квалифицированная юридическая помощь - это «деятельность по защите прав и законных интересов лица адвокатом. или иным лицом. »Кудрявцев В.Л. Реализация конституционно-правового института квалифицированной юридической помощи в деятельности адвоката (защитника) в российском уголовном судопроизводстве: теоретические основы и проблемы обеспечения: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 23..

Юридическая помощь - осуществление прав. Главное содержание оказания юридической помощи, по словам В.И. Ефименко, составляет «содействие осуществлению прав и интересов граждан или организаций в самых разнообразных его формах»Ефименко В.И. Юридическая помощь гражданам и организациям: понятие и место в системе правоохраны // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной практики: Сб. ст. М., 1988. С. 43 - 45.. В литературе предлагается трактовать юридическую помощь как синтез помощи-защиты и помощи-осуществления. Так, с точки зрения Е.С. Любовенко, «право на получение квалифицированной юридической помощи - это конституционно гарантированная каждому возможность. получать. правовое содействие в оптимальном осуществлении и эффективной защите его прав, свобод и законных интересов. »Любовенко Е.С. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и механизм его гарантирования: российский и зарубежный опыт: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. С. 11..

Юридическая помощь - обеспечение прав. В.И. Качалов и О.В. Качалова юридической помощью считают «систему мероприятий, направленных на обеспечение и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. »Качалов В.И., Качалова О.В. Юридическая помощь в Российской Федерации: Схемы и комментарии. М., 2002. С. 3, 5..

Юридическая помощь -услуга. Р.Г. Мельниченко под правом на получение юридической помощи понимает «закрепленное в Конституции в соответствии с международно-правовыми стандартами право каждого на получение услуг юридического характера. »Мельниченко Р.Г. Конституционное право на юридическую помощь: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. С. 15.. Е.Г. Тарло определяет право на юридическую помощь как «обеспеченное государством субъективное право на получение профессиональных услуг. »Тарло Е.Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь. М., 2001. С. 23..

Восприятие юридической помощи как деятельности по защите или осуществлению прав сильно обедняет это понятие, исключая из его содержания либо профессиональное правовое содействие в ситуациях, когда права и законные интересы не нарушены и, следовательно, нет необходимости в защите, либо деятельность субъекта оказания юридической помощи, которая имеет место до деятельности получателя по осуществлению прав (в результате юридической помощи последний может вообще отказаться от правовой деятельности). Более правильным представляется подход, при котором юридическая помощь трактуется через понятие «обеспечение прав» как наиболее широкое, не сводимое к их осуществлению, защите или охране, если при этом учитывать, что в обеспечении права особое место занимает такой способ, как содействиеШафиров В.М. Обеспечение права: человекоцентристский подход: Моногр. Красноярск, 2005. С. 55, 122..

Было предложено определять юридическую помощь через категорию «содействие»: как осуществляемое средствами юридического характера адресное невластное профессиональное и организованное содействие реализации правовых возможностей субъекта права в целях преобразования проблемной правовой ситуации и максимально благоприятного удовлетворения его индивидуальных интересовПанченко В.Ю. Юридическая помощь личности (общетеоретический аспект): Дис. . канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. С. 23.. Эта идея получила поддержку в литературеМухудинова Н.Р. Обеспечение конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи в российском уголовном процессе: Автореф. дис. . канд.юрид. наук. Ижевск, 2005. С. 8..

С высказанными в литературе мнениями об использовании понятия «юридическая помощь» как синонима термина «юридические услуги» можно согласиться лишь отчасти. В каком-то аспекте данные понятия с точки зрения внутринациональных и международных подходов можно считать взаимозаменяемымиМуранов А.И. Необходимость установления в российском праве квалификационных требований к лицам, профессионально оказывающим в России юридические услуги. Законопроект «О квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». URL: http:// www.legalfirms.ru/ UPLOAD/ 2008/ 12/ 29/ aleksandr_muranov.pdf.. Однако нельзя согласиться с тем, что «бессмысленно искать различия в понятиях «юридическая помощь» и «юридические услуги»Шаров Г.К. Адвокатура на рынке юридических услуг // Вестник Федеральной палаты адвокатов России. 2006. № 3. С. 45.. Скорее, наоборот, на уровне научного понятия вряд ли правильно будет определять юридическую помощь через понятия «юридические услуги», «правовые услуги», «правовое обслуживание», «юридическое обслуживание», поскольку, во-первых, юридическая помощь не может быть услугой в значении вида социального содействия, во-вторых, юридическая помощь не сводится к юридическим услугам в экономико-правовом смысле, это лишь одна из экономических и правовых форм оказания юридической помощиПанченко В.Ю. Указ. соч. С. 23..

Тезисы же о недопустимости распространения на юридическую помощь норм о возмездном оказании услуг и связанной с этим невозможности отождествления юридической помощи и юридических услугВоробьев А.В., Поляков А.В., Тихонравов Ю.В. Теория адвокатуры. М., 2002. С. 369; Печерский В.В. Юридическая помощь и юридическая услуга: формирование и сравнение понятий // Вопр. адвокатуры. 2005. № 1. С. 50-69.основываются на стремлении авторов (прежде всего представителей адвокатского сообщества) подчеркнуть особый статус адвокатуры и установить для адвокатов как поставщиков услуг специальные основания гражданско-правовой ответственности.

Итак, понятия «юридическая помощь» и «юридическая услуга» нетождественны, различие в их определении связано с традиционным использованием терминов адвокатами и предпринимателямиШаров Г.К. Указ. соч. С. 45..

Проанализировав подходы к пониманию понятия «юридическая помощь» целесообразно дать определение «бесплатной юридической помощи».

Бесплатная юридическая помощь - это система мероприятий, направленных на обеспечение и защиту прав и законных интересов определенных категорий граждан, имеющих право на принятие юридической помощи на бесплатной основе, реализуемых специальными государственными системами оказания бесплатной юридической помощи (федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения; органы управления государственных внебюджетных фондов; государственные юридические бюро) и негосударственными системами (юридические клиники и негосударственные центры).

Рассмотрев определение понятия «бесплатная юридическая помощь», обратимся к истории его зарождения в России. История развития института оказания бесплатной юридической помощи в России неразрывно связана с процессом становления института адвокатуры. Однако, как справедливо отмечается в некоторых научных исследованиях, истории развития адвокатуры и юридической помощи, во многом близкие, тем не менее не всегда совпадают. Адвокаты до сих пор не обладали и не обладают монополией на оказание юридических услугБугаренко А.И. К вопросу об истории права на бесплатную юридическую помощь в России // URL: http://www.center-bereg.ru/j1193.html (дата обращения: 08.06.2015)..Зарождение института адвокатуры в нашем государстве большинство исследователей связывают с реформами Александра II (вторая половина XIX в.) Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2002. С. 84..Традиционно выделяют несколько этапов развития рассматриваемого правового явления: этап зарождения института прав защитника в России (с XV в. по 1864 г.), этап институционализации прав защитника в законодательстве царской России (1864 - 1917 гг.), этап возрождения коллегии защитников и становления адвокатуры (советский период), этап конституционализации оказания бесплатной юридической помощи (современная Россия)Курова Н.Н., Вяткина Л.А. Оказание бесплатной юридической помощи в России: развитие института // Адвокат. 2014. № 8. С. 39 - 46..

Идеологом учреждения адвокатуры являлся К. П. Победоносцев, справедливо полагавший, что адвокатура - необходимая гарантия состязательности в процессе, а также возможность слабому и бедному выиграть судебный процесс против сильного и богатого. Среди адвокатов в период XIXвека ведущую роль играли присяжные поверенные, которые набирались из наиболее образованной части русской элиты. Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку. Присяжные поверенные объединялись в особую корпорацию -сословие присяжных поверенных. Для таких корпораций было характерно внутреннее самоуправление в виде выборных органов (советов присяжных поверенных). В задачи адвокатуры помимо защиты по уголовным делам входило представительство сторон в гражданском процессе и оказание юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных. Однако в то время присяжные поверенные (адвокаты) не являлись независимым сословием, а находились под жестким надзором судебной системы. Адвокатура согласно Судебным уставам была построена по французскому образцу. Присяжные поверенные приписывались к Судебным палатам и образовывали при каждой палате особую коллегию. Адвокатура получала больше независимости. Такой вывод можно сделать, например, из факта недопустимости совмещения занятия адвокатурой с обладанием платной должности, влекущей за собой подчиненность кому-либо, кроме СоветаМарков А. Н. Правила адвокатской профессии въ России. С. 41..

В целом появление в XIX в. института присяжных поверенных положительным образом сказалось на оказании населению квалифицированной юридической помощиБугаренко А.И. Указ. соч. С. 2.. Следующим витком в истории бесплатной юридической помощи стала Октябрьская революция. К марту 1919 г., численность московских адвокатов сократилась с 3000 до 100 человекХаски Ю. Российская адвокатура и Советское государство. Происхождение и развитие советской адвокатуры 1917 - 1939 гг. М., 1993. С. 53.. Ликвидировав институт адвокатуры, советская власть попыталась заменить его новым, советским судом. Как отмечал по этому поводу член коллегии НКЮ РСФСР Я. Н. Бранденбургский, «на протяжении всех пяти лет нашего революционного строительства мы ни разу не собирались уничтожить защиту в судебном процессе. Мы только несколько раз меняли форму организации защиты. Мы прошли несколько этапов, исторически совершенно необходимых»Бранденбургский Я. Н. Революционная законность. Прокуратура и адвокатура // Советское право. 1922. № 2. С. 12.. В 1920 г. коллегии защитников были распущены, на смену им пришли отделы юстиции - структурные подразделения местных Советов, призванные оказывать юридическую помощь населению.В 50 - 60-х годах XX в. адвокатура постепенно отходит от всеобъемлющего государственного контроля. В конце XXв. потребность в юридической помощи, в особенности бесплатной, стала удовлетворяться и за счет деятельности иных организаций - неправительственных правозащитных организаций, юридических клиник, общественных приемных и т. д.

В мире существует такое понятие, как «probono», которое также характеризует бесплатную юридическую помощьЛапидус А.Е., Сучкова М.А. Социальная ответственность юриста // Новая адвокатскоая газета. 2008 . Ст. № 8 (025), № 9 (026). С. 14..«Probono» (от лат. probonopublico -- ради общественного блага) -- это оказание профессиональной помощи благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить.

Бесплатная юридическая помощь тем, кто не в состоянии оплатить такую помощь, занимает важное место и в истории российской юридической профессии. С реформой 1864 г. и развитием присяжной адвокатуры получила распространение практика предоставления бесплатной юридической помощи, оказываемой по «праву бедности». В советские годы малоимущие граждане также могли получить квалифицированную юридическую помощь. Так, в период военного времени, несмотря на существенное сокращение численного состава адвокатуры, бесплатная юридическая помощь оказывалась военнослужащим, членам их семей и инвалидам. Причем коллегии старались выделять для этого наиболее квалифицированных адвокатов. Конституция СССР 1977 г. подняла на новую ступень значимость и престиж адвокатуры, существенно расширив права граждан на получение юридической помощи, в том числе и бесплатноТам же..

В наши дни практике probono в России уделяется все большее внимание. Это связано с развитием и стабилизацией рынка юридических услуг, а также и с более положительным отношением к благотворительной деятельности в обществе.

Практика probono широко распространена в США и Великобритании, в меньшей степени осуществляется в странах континентальной Европы.Практика probono в Соединенных Штатах Америки зародилась в конце XIX в., когда частные юридические фирмы в крупных городах начали оказывать бесплатную юридическую помощь лицам с низкими доходами. Осознавая дефицит в области бесплатной юридической помощи, профессиональные организации юристов начали поддерживать развитие практики probono. Впервые работа probono как форма профессиональной ответственности юриста была упомянута в Кодексе профессиональной этики Американской ассоциации юристов в 1969 г. В 1983 г. Американская ассоциация юристов приняла Типовое правило 6.1, которое, с учетом внесенных изменений, действует до сих пор. В соответствии с данным правилом частнопрактикующим юристам рекомендуется посвящать 50 часов в год бесплатной помощи.

На европейском континенте упоминание о необходимости оказания профессиональной юридической помощи тем, кто не может такую помощь оплатить, можно найти еще в документах XIII-XIV вв., когда французские юридические образования стали оказывать подобную помощь, а французская гильдия адвокатов (batonnier) признала обязанность адвокатов осуществлять юридическую помощь малоимущим даже тогда, когда полностью отсутствует государственная поддержка или иное финансовое возмещение за предоставленные услугиЛапидус А.Е., Сучкова М.А.Указ. соч. С. 15..

Услуги probono во Франции предоставляются в основном в области l'accessaudroit - в виде консультаций с целью обеспечения доступа граждан к правовой информации и для того, чтобы граждане могли принимать взвешенные с юридической точки зрения решения. Таким образом, услуги probono не предоставляются по вопросам, связанным, например, с судебным представительством или представительством по уголовным делам, т.е. в тех сферах, где услуги адвокатов оплачиваются в рамках государственной системы субсидируемой юридической помощи.

Практика probono несколько лет назад стала появляться и в России, однако некоммерческих организаций, получающих юридическую помощь, всё ещё единицы. Это связано с тем, что юридических фирм, принявших практику probono в качестве одного из направлений своей деятельности, по-прежнему не так много, а также с тем, что еще очень мало некоммерческих организаций, знающих о такой возможности.

Международный опыт показывает, что самым эффективным решением является появление «посредника», способного помочь клиентам probono в представлении их правовых проблем юридическим фирмам, а юридическим фирмам - в поиске подобных проблем, их отборе и установлении формальных отношений с клиентами.

Роль посредника выполняют некоммерческие организации - координационные центры, которые за последние несколько лет стали появляться практически повсеместно. Создание подобных центров связано с развитием практики probono в стране, когда потребность во внешней координации деятельности probono остро ощущают, как юридические фирмы, так и некоммерческий секторЛапидус А. Е., Сучкова М. А.Указ. соч. С. 15..

Именно по инициативе юридических фирм в середине 1990-х гг. в Великобритании появилась независимая благотворительная организация «Группа юристов probono» (SolicitorsProBonoGroup), позднее переименованная в LawWorks. Сегодня LawWorks является одним из крупнейших европейских координационных центров деятельности probono, партнерами которого являются 79 различных юридических фирм.

Большинство координационных центров в США были также созданы по инициативе частных юридических фирм, которые теперь не только являются партнерами центров (иными словами активно участвуют в оказании помощи probono), но и финансируют деятельность этих центров.

Изучив исторический аспект понятия «бесплатная юридическая помощь», обратимся к основополагающим началам данной деятельности - принципам.

Принципы оказания бесплатной юридической помощи можно классифицировать на общие (вытекающие из конституционных начал правового государства и правового статуса человека), смежные (находящиеся на границе между институтом бесплатной юридической помощи и иными конституционными институтами, например, институтом социального государства), специальные (непосредственно определяющие основные параметры надлежащего оказания бесплатной юридической помощи).

Перечень принципов оказания бесплатной юридической помощи в Федеральном законе № 324-ФЗ определен впервые, ранее законодательно данные принципы не устанавливались. Однако попытки определить основные принципы организационного устройства системы бесплатной юридической помощи предпринималисьОстапенко (Плетень) А.С. Принципы оказания бесплатной юридической помощи // Актуальные проблемы Российского права. Москва. 2013. №7. С.37..

Принципы оказания бесплатной юридической помощи следует рассматривать как институциональные начала или идеи, выражающие сущность и основные черты комплексного функционального института бесплатной юридической помощи.

А.А. Васильев отмечает, что, учитывая функциональную природу межотраслевого института бесплатной юридической помощи, данные принципы носят неоднородный характер, объединяя в себе различные отраслевые начала правового регулирования.Васильев А.А. Конституционное право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 15.

Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах (ст.5 закона):

Обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Основные права и свободы человека и гражданина изложены в гл.2 Конституции РФ. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина, каждому гарантируется судебная защита его прав. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Действует презумпция невиновности, которая означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока

его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;

Законодатель не дает определения социальной справедливости, поэтому считается целесообразным обратиться к содержанию понятия «социальная справедливость» с точки зрения философии. Социальная справедливость как правовая ценность: не всем одно и то же, а каждому свое, ибо для неравных равное стало бы неравным. При естественной неодинаковости людей было бы, по словам В. Соловьева, очень печально, если бы все люди были духовно и физически на одно лицо. Тогда и самая множественность людей не имела бы смысла -- прямое равенство между ними в их частности или отдельности вовсе невозможно: они могут быть равны не сами по себе, а только через одинаковое свое соотношение с чем-нибудь другим, общим и высшимСпиркин А.Г. Философия, Москва, 2006. С. 605..

Социальная ориентированность означает в первую очередь направленность на интересы и потребности общества, следовательно, бесплатная юридическая помощь предназначена для общества.

Россия является социальным государством (ст. 7 Конституции РФ), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство стимулирует различные формы и методы его социальной поддержки и социальной защиты. Правовая помощь -одна из эффективных форм такой поддержкиОстапенко (Плетень) А.С. Указ. соч. С. 39..

Так, в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание на дому предусматривает и содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг Собрание законодательства РФ.1995. № 32. Ст. 3198..

В качестве примера можно привести еще два федеральных закона.

Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 1998, № 31. Ст. 3802., государство обеспечивает защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе предоставлением им квалифицированной юридической помощи.

В ст. 16 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 28.12.2013) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» Ведомости СНД и ВС РФ. 1992, № 33. Ст. 1913.закреплено, что государство гарантирует в качестве вида социальной поддержки консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в безвозмездном предоставлении квалифицированной юридической помощи выражается социальная сущность государства.

Основное социальное назначение юридической помощи заключается в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Следовательно, обязанностью государства является предоставление бесплатной юридической помощи в любой ситуации публичного обвинения, привлечения к ответственности или ограничения прав и свобод граждан. В данном случае не должно иметь значение имущественное положение гражданина или какие-то психофизиологические качества. Юридическая помощь должна предоставляться бесплатно в силу того, что именно государство выступает в качестве инициатора процесса либо осуществляет ограничительное регулирование основных прав гражданОстапенко (Плетень) А.С. Указ. соч. С. 40..

Доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях. В ФЗ ясно представлен перечень граждан, которые имеют право на бесплатную юридическую помощь (ст. 20 ФЗ). Следует иметь ввиду, что лица, перечисленные в статье имеют равный доступ к получению квалифицированной бесплатной юридической помощи, чему свидетельствует данный принцип. Но практика показывает другое. Данный принцип отражает объективную сторону, потому что проблемы доступности квалифицированной бесплатной юридической помощи не получили решения, после того как на национальном уровне принимались рекомендации Комитета министров от 8 января 1993 № R (93) 1 «Об эффективном доступе к закону и правосудию для беднейших слоев населения» Российская юстиция. 1997. № 9..

Рекомендация направлена на совершенствование существующих систем предоставления юридической помощи, особенно применительно к беднейшим слоям населения. Указывалось, что доступность юридической помощи возможна посредством упрощения процедуры предоставления юридической помощи.

В Российской Федерации еще в 2004 г. Г.К. Шаровым был разработан проект Модельного закона для субъектов РФ «О мерах по обеспечению доступной для населения юридической помощи и содействию адвокатской деятельности в субъекте РФ». Третья глава названного проекта была посвящена вопросам бесплатной юридической помощиОстапенко (Плетень) А.С. Указ. соч. С. 42..

Контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи. Такую деятельность ведут уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (ст.11 ФЗ). Законодатель ограничился одним критерием о высшем юридическом образовании, следовательно, контроль заключается, только в том, чтобы при приеме на работу специалист был с высшим юридическим образованием.

Установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Имеет смысл объединить данный принцип с предыдущим, т.к. реализуют его уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь минимальны. Наличие высшего образование (ч.1 ст.8закона) при подготовке проектов документов и для оказания устных или письменных консультаций. В ч.5 ст.23 «лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования» могут оказывать юридическую помощь в качестве сотрудников юридических клиник.

Свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Свобода -это самостоятельность граждан, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Свобода выбора гражданином обращения в один из двух уровней системы юридической помощи - это право человека беспрепятственно избирать государственную или негосударственную систему юридической помощи для обращения с целью защиты своих правОстапенко (Плетень) А.С.Указ. соч. С. 46.. Каждый гражданин, имеющий право на предоставление бесплатной юридической помощи, может свободно выбрать государственный или негосударственный вид помощи, исходя из своих соображений.

Объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность. Субъекты бесплатной юридической помощи должны реально, нейтрально, независимо, освободившись от субъективных влияний, без предвзятости и предупреждений помогать гражданам.

Равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании. В случае предоставления помощи нельзя подразделять граждан на мужчин, женщин, лиц пожилого возраста, инвалидов и т.д. Принцип исходит из конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

А.А. Васильев отмечает, что закрепленное в Конституции РФ право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь по своей сути представляет собой элемент системы «утвердительных действий», направленной на обеспечение действительного равенства перед законом и судом, т.е. равной возможности каждому члену социума воспользоваться принадлежащими ему правами, а также гарантированной законом защитой (в том числе, судебной) его прав и свобод. Если формальное или юридическое равенство означает равную правоспособность, то обоснованное автором понимание равноправия предполагает и обеспечение «равной дееспособности» как равенства не только прав, но и возможностей их осуществления, что следует отличать от так называемого фактического равенства, т.е. равенства положения или равенства результата. Право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в этом смысле направлено именно на обеспечение «равного доступа» к закону и судуВасильев А.А. Конституционное право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации. Автореф. Дисс. канд. юрид. наук 12.00.02. 2012. Саратов. С. 8..

М. Кику пишет, «доступ к правосудию - основной элемент каждой правовой системы, право на юридическую помощь - один из аспектов доступа к правосудию и права на справедливое судебное разбирательство»Кику М. Право на юридическую помощь в гражданском судопроизводстве: обоснование с позиций принципа верховенства прав человека (перевод К.А. Агафоновой) // URL: http://www.ilpp.ru/files/01-05_Ciku.pdf..

Обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи. Конфиденциальность, сама по себе, означает секретность, тайность, доверительность, засекреченность. Следовательно, все данные, материалы дела и прочее должны оставаться в тайне. Целесообразно привести пример адвокатской тайны ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 2002. №23. Ст. 2102..Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

По мнению А.С. Остапенко, данный принцип служит лакмусовой бумажкой для определения степени порядочности и надежности лиц, участвующих в оказании бесплатной юридической помощи, поскольку в самом общем виде конфиденциальность при оказании бесплатной юридической помощи означает запрет на сообщение третьим лицам сведений, которые стали известны лицу, ее оказывающему, в процессе общения с доверителем. Однако в действующем законодательстве по большому счету отсутствует ответственность за разглашение информации, ставшей известной лицу в результате оказания им помощи другомуОстапенко (Плетень) А.С. Указ. соч. С. 49..

По мнению А.А. Васильева, принципы оказания бесплатной юридической помощи следует рассматривать как институциональные начала или идеи, выражающие сущность и основные черты комплексного функционального института бесплатной юридической помощи. С учетом функциональной природы данного межотраслевого института, указанные принципы имеют неоднородный характер, объединяя в себе различные отраслевые начала правового регулирования. Данный институт объединяет в себе различные конституционно правовые начала. С одной стороны, право на бесплатную юридическую помощь, выступая частным случаем права на квалифицированную юридическую помощь является необходимым элементом правового государства. С другой стороны, в безвозмездном предоставлении квалифицированной юридической помощи в установленном законом случаях проявляется социальная сущность государстваВасильев А.А. Указ. соч. С. 21..

В связи с этим содержательная характеристика принципов оказания бесплатной юридической помощи также характеризуется определенной двойственностью. Например, принципы обеспечения реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, свободного выбора гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи и др., по мнению автора, вытекают из конституционных начал правового государства. Принцип же социальной справедливости и социальной ориентированности при оказании бесплатной юридической помощи выражает социальную направленность Российского государства Там же..Трудно не согласиться с мнением А.А. Васильева, потому что принципы предоставления бесплатной юридической помощи выражают сущность института бесплатной юридической помощи и тесно взаимосвязаны с различными отраслями права.

1.2 Источники правового регулирования отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи

Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 48 закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которое является важнейшим условием реализации принципа равенства всех конституционных прав и свобод человека и гражданина. Но повсеместно существуют ситуации, когда гражданин не может воспользоваться данным правом в полной мере в силу отсутствия финансовых возможностей, по инвалидности и др. Для того чтобы реализовать принцип реального равноправия как равенства правовых возможностей граждан при реализации их конституционных прав, Конституция РФ закрепляет право на бесплатную квалифицированную помощь в случаях, предусмотренных законом.

Аспекты оказания бесплатной юридической помощи гражданам регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725..

Нормативно-правовой акт в частности регулирует организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Закон определяет цели и содержание государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, основные принципы, виды оказания бесплатной юридической помощи, а также квалификационные требования к лицам, ее оказывающимХорунжий К. Обзор ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» // URL: http://www.lidings.com/ru/legalupdates2?id=33 (дата обращения: 08.06.2015)..

Закон расширяет круг лиц, которым будет предоставляться право на получение бесплатной юридической помощи за счет бюджетных средств. В рамках государственной системы бесплатной юридической помощи право на такую помощь Закон предоставляет малоимущим гражданам, инвалидам I и II группы, ветеранам Великой Отечественной войны, Героям Российской Федерации и Советского Союза, Героям Социалистического Труда,

детям-инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей, несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также другим категориям граждан. Так же устанавливается норма, которая позволяет гражданам, не имеющим права на получение бесплатной юридической помощи, но которые оказались в трудной жизненной ситуации, получить таковую в исключительном порядкеХорунжий К. Указ. соч. С. 22..Закон так же декларирует свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также объективность, беспристрастность такой помощи и ее своевременность.Устанавливается, что основу негосударственной системы бесплатной юридической помощи будут составлять юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, которые будут формироваться на добровольных началах и осуществлять деятельность за счет собственных средств. Подразумевается, что юридические клиники будут создаваться в вузах, Минобразования будет определять порядок их создания. В свою очередь негосударственные центры бесплатной юридической помощи смогут создавать различные некоммерческие организации, нотариальные палаты, адвокатские образования, сами нотариусы и адвокаты.

Основу государственной системы предоставления бесплатной юридической помощи составят подведомственные Министерству Юстиции государственные юридические бюро, создаваемые высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за бюджетные деньги и в форме бюджетных учреждений. Предполагается, что государственные юридические бюро будут оказывать такие услуги самостоятельно или с привлечением адвокатов. Труд адвокатов, которых эти бюро смогут привлекать для оказания профессиональной юридической помощи, будет оплачиваться из федерального бюджетаХорунжий К. Указ. соч. С. 23..

Кроме того, нормы, регулирующие исследуемые отношения, присутствуют вФедеральном законе от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Таким образом, граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, другими федеральными законами и законами субъектов РФ. Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами РФ.

На сегодняшний день в законодательстве представлен достаточно широкий перечень нормативных актов, закрепляющих право на бесплатную юридическую помощь отдельным категориям граждан:

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

от 18.12.2001 №174-ФЗ (в ред. от 30 марта 2015) (ст.16)Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.;

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 10)Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880. ;

Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в ред. от 24 ноября 2014) «О статусе военнослужащих» (ст.22)Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.;

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст. 8)Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.;

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 7007.;

Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (в ред. от 14 октября 2014) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ст. 7)Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913. и т.д.

Бесплатная юридическая помощь, безусловно, предполагает организацию ее оказания с использованием государственных и частных ресурсов, что в целом нашло отражение и в нормах Федерального закона «О бесплатной юридической помощи»Гончарова Н.М. Российская модель организации оказания бесплатной юридической помощи // Омбудсмен. 2013. №2. С. 30 - 35..

1.3 Виды бесплатной юридической помощи

На основании ч. 1 ст. 6 закона можно выделить следующие виды бесплатной юридической помощи:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах и др.

В ч. 2 данной ст. говорится, что бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

Д.В. Мазаев повествует, что «не предусматриваются такие виды бесплатной юридической помощи, как правовое информирование и правовое просвещение. Вместе с тем они предусматриваются в качестве информационного обеспечения деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи (глава 5 ФЗ)Мазаев А.В. Общая характеристика законодательного обеспечения бесплатной юридической помощи в России: Аналитический доклад. Москва: 2011. С. 42.. Стоит согласиться с точкой зрения профессора по данному вопросу, т.к. нужно предусмотреть более полный перечень видов бесплатной юридической помощи в одной статье.

Содержание основных видов бесплатной юридической помощи:

1) консультирование как вид оказания юридической помощи предполагает выделение двух относительно самостоятельных этапов: уяснение сущности вопроса (интервьюирование) и собственно дача консультацииВоскобитова Л.А., Лукьянова И.Н., Михайлова Л.П. Адвокат: навыки профессионального мастерства. Москва: 2006. С. 27,50..

Консультация -это процесс взаимодействия субъекта, оказывающего юридическую помощь, и доверителя по поводу проблемы последнего с целью выявления возможных правовых вариантов ее решения и их последствий, уяснения путей и способов реализации выбранного варианта решения данной проблемы.

2) составление документов правового характера весьма трудоемкий процесс, подчиняющийся совокупности правил, средств и приемов. Данный процесс именуется юридической техникой.

Перечень случаев, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно. Возмещение размера вознаграждения адвокатам при оказании бесплатной юридической помощи. Перечень документов, необходимых для получения гражданами России бесплатной юридической помощи.

Юридическая помощь: содержание и значение. Юридическая помощь и правовое сознание. Проблемы развития системы оказания юридической помощи в РФ. Участники государственной системы бесплатной юридической помощи. Профессиональное юридическое представительство.

Адвокатура до судебной реформы 1864 года. Присяжные поверенные и частные поверенные. Адвокатское право в период революций 1917 года. Главные пути оказания юридической помощи населению. Закон об адвокатуре 2002 г. Закон о бесплатной юридической помощи.

Понятие юридической службы и основные элементы системы оказания юридической помощи населению в Российской Федерации. Характеристика государственной, негосударственной и частной юридической помощи. Проблемы и пути развития юридической помощи в России.

Условия предоставления бесплатной юридической помощи: категории граждан, имеющие право на получение, и случаи, когда им может быть отказано в оказании консультации. Формирование правового государства. Порядок создания и деятельности юридических клиник.

Структура и особенности организации адвокатуры Германии, Франции и США. Поступление в адвокатуру. Оплата юридической помощи и условия предоставление бесплатной юридической помощи в данных странах. Этика адвоката и ответственность за ее нарушение.

Проблема частичной реабилитации в уголовно-процессуальном праве. Необходимость разграничения полномочий по вопросам финансового обеспечения бесплатной юридической помощи между уровнями публичной власти. Спорность вопроса об оплате юридической помощи.

Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Структура Программы государственных гарантий. Финансовое планирование системы здравоохранения. Нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат.

Обобщение некоторых проблем становления концепции института юридической помощи в Российской Федерации. Конституционное и законодательное регулирование права на получение квалифицированной юридической помощи. Законы, регулирующие деятельность адвокатуры.

Становление и развитие нормативно-правовой базы деятельности адвокатуры. Правовой статус адвоката. Институт бесплатной юридической помощи при осуществлении адвокатской деятельности. Актуальные вопросы правового регулирования адвокатской деятельности в РФ.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены

Ставрополь автоюрист дорожное право

Адрес: Россия Ставрополь

Давно хотел написать про данное. место. Сразу извиняюсь за ошибки в знаках препинания, главное, что суть будет ясна, о чем я хочу донести. .

Кидалы по жизни. Кидают всех и ничего не боятся. Во-первых, работяг кидают годами (бригадами даже) : обещают один график, потом увеличение в.

ООО «Гарант Элит». Часть 3. Стрельба холостыми.

Оказание юридической помощи юридическим лицам

В результате изучения главы студент должен:

нормативные и методические основы оказания квалифицированной юридической помощи организациям;

• основные принципы аутсорсинга в аспекте оказания квалифицированной юридической помощи организациям;

• факторы, влияющие на деятельность адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи организациям;

• аргументировать необходимость привлечения адвокатов для оказания квалифицированной юридической помощи организациям, в том числе на постоянной основе;

• использовать совокупность нормативных правовых актов, регулирующих статус и деятельность организаций, при оказании им квалифицированной юридической помощи;

• навыками работы по составлению документов, необходимых для организации оказания квалифицированной юридической помощи;

• по оценке совокупности юридически значимых обстоятельств, влияющих на возможность и эффективность оказания квалифицированной юридической помощи организациям.

Вектором политических и экономических изменений, проходящих и нашей стране последние 20 лет, является переход (нередко весьма болезненный) от тотального государственного контроля за всем и вся к состоянию толерантности и саморегулирования, баланса государственных, групповых и частных интересов. Понятно, что такой баланс в государственно-организованном обществе может быть осуществлен только посредством права.

Закон об адвокатуре наряду с видами юридической помощи (п. 2 ст. 2) определяет и субъектов ее получения. Согласно п. 1 ст. 1 названного Федерального закона адвокаты на профессиональной основе оказывают квалифицированную правовую помощь как физическим, так и юридическим лицам. При этом закон не устанавливает каких-либо особых требований к адвокатской деятельности, если в качестве доверителей выступают юридические лица. Однако работа адвоката с организациями имеет свою специфику, без знания которой успешная адвокатская деятельность в данной сфере практически невозможна.

С политико-правовой точки зрения участие адвоката в обеспечении функционирования юридических лиц содействует реализации конституционных положений о единстве экономического пространства России, свободе экономической деятельности и защите всех форм собственности, а в конечном итоге является существенным вкладом в становление правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. В отношении внешней торговли такая работа служит на благо России в сложных условиях глобализации и острой конкуренции между транснациональными корпорациями, поддерживаемыми весьма влиятельными государствами. При этом иностранные компании повседневно пользуются услугами ведущих юридических фирм, поэтому адвокатское "прикрытие" российских организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, является залогом успешного осуществления сделок на внешнем рынке.

Принятые за последнее время законодательные и иные нормативные правовые акты затрагивают многие аспекты функционирования различных организаций и предоставляют адвокатам широкие возможности для защиты прав и законных интересов доверителей.

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Следовательно, организация может быть признана юридическим лицом лишь при соответствии всем определенным законом признакам. Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме от 30 июня 1993 г. № С-13/ОП-210 разъяснил, что "наделение нравами юридического лица не означает создание юридического лица", поэтому при судебном рассмотрении необходимо выяснить, обладает ли та или иная организация всеми правами юридического лица, указанными в законе [1] .

Конструкция юридического лица впервые появилась в Древнем Риме. Римские юристы обосновали (без определения особого понятия) сущность юридического лица и применяли эту категорию на практике. Выдающийся исследователь римского права И. А. Покровский указывает: "Создание идеи юридического лица, как самостоятельного субъекта гражданского права, самостоятельного центра хозяйственной жизни, составляет одну из крупнейших заслуг римского права; только через него эта юридическая форма вошла в оборот европейского права" [2] . Μ. X. Хутыз отмечает, что идея юридического лица как самостоятельного субъекта права воплощалась в следующих правовых установках:

1) корпорация как единое целое и нераздельное в сфере частного права рассматривается как частное лицо ("Общины рассматриваются как частные лица" – D.50.16.16);

2) юридическое существование корпорации не прекращается и не нарушается выходом отдельных членов из ее состава ("Для местных сенатов и других объединений безразлично, остаются ли прежними все члены, либо часть членов, либо всех заменили другие" – D.3.4.7.2);

3) имущество корпорации обособлено от имущества ее членов, притом это не совместно всем членам корпорации принадлежащее имущество, а имущество корпорации как целого, как особого субъекта прав ("Если мы что-нибудь должны корпорации, то мы не должны ее отдельным членам; того, что должна корпорация, не должны ее отдельные члены" – D.3.4.7.1);

4) корпорация как юридическое лицо вступает в правовые отношения с другими лицами при посредстве физических лиц, уполномоченных на то в установленном порядке [3] .

По Дигестам Юстиниана корпорации приобретали правоспособность в силу факта своего образования. Имущество объединения отграничивалось от имущества его членов. Корпорации действовали на основании своих уставов и возглавлялись руководителями [4] . Такие же правила продолжали существовать в Византии. В дальнейшем Гуго Гроций (1583–1645) отмечал, ссылаясь на римского юриста Ульпиана, что отдельные граждане не несут ответственности по обязательствам корпорации, особенно когда корпорация располагает имуществом, но в остальном, как указывал Гроций, "ответственны не отдельные граждане, но члены корпорации как соответствующая часть целого" [5] .

Подробное рассмотрение вопросов становления института юридического лица не входит в задачу данной работы; важно лишь отметить, как правильно подчеркивают отечественные ученые Е. Б. Хохлов и В. В. Бородин, что понятие юридического лица родилось и используется для обслуживания имущественных правоотношений [6] .

Таким образом, любое юридическое лицо – прежде всего организация, т.е. объединение граждан, обладающее свойством организационного единства, базирующегося на социальных, прежде всего правовых, нормах и "технических императивах". В отличие от крупных естественно-исторически сложившихся общностей (народ, нация) и социально-природных коллективов (семья, род, община) юридические лица характеризуются наличием сознательно сконструированной системы внутриорганизационных отношений и комплекса организационных средств для целенаправленного воздействия на социальную сферу.

В свою очередь и социум во всех его ипостасях активно влияет на любое юридическое лицо. Не случайно Основные положения о роли адвокатов в качестве обязанностей адвоката предусматривают консультации доверителей разъяснением принципов работы правовой системы, поскольку они относятся к правам и обязанностям клиента" (п. 13) [7] .

  • [1] См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1993. № 9. С. 99.
  • [2]Покровский И. А. История римского права. СПБ., 1998. С. 307.
  • [3] См.: Хутыз Μ. X. Римское частное право. М., 1994. С. 58–59.
  • [4] См.: Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения: пер. с чешек. М., 1989. С. 76.
  • [5]Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994. С. 316, 599.
  • [6] См.: Хохлов Е. Б., Бородин В. В. Понятие юридического лица: история и современная трактовка // Государство и право. 1993. № 9. С. 152–159.
  • [7] Цит. по: Основные положения о роли адвокатов // Бойков А. Д., Капище Н. И., Тарло Е. Г. Адвокатура России: учеб. пособие. М., 2002. С. 236.