Вы можете БЕСПЛАТНО задать вопрос юристу онлайн

  • Для всех регионов РФ доступна бесплатная онлайн консультация;
  • Для жителей Москвы и МО, Санкт-Петербурга и области существуюет бесплатная горячая линия;

Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

Организация бесплатной юридической помощи

Наверняка, практически каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивался с необходимостью решения юридических проблем, нанимал квалифицированных юристов и адвокатов для представительства в суде, составления исков или жалоб. Однако, сегодня, услуги профессионального юриста довольно дорогостоящи и, далеко не каждый имеет финансовую возможность обратиться за квалифицированной юридической помощью для защиты своих прав. [1]

В тоже время, каждое государство, стремясь защитить наиболее уязвимые слои населения, ставит оказание бесплатной юридической помощи населению в ряд наиболее приоритетных направлений своей политики. Так, Конституция Российской Федерации в часть 1 статьи 48 каждому гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, такая юридическая помощь оказывается бесплатно.

Право на бесплатную юридическую помощь впервые упоминалось в зарубежном законодательстве еще около двухсот лет назад. Предоставление бесплатной юридической помощи в те времена осуществлялось в основном по уголовным делам на стадии непосредственного судебного разбирательства, и только на рубеже 70 - 80-х годов XX в. в вышеуказанную помощь стали включать юридические консультации и помощь на досудебных стадиях, поскольку такая помощь давала возможность людям избежать обращения в суд за защитой своих прав.

В настоящее время в разных странах сложились определенные системы по организации оказания финансируемой государством юридической помощи со своими особенностями, которые, в основном, зависят от местных культурных и исторических особенностей каждого государства.

Исследователи обычно подразделяются модели предоставления юридической помощи на три категории: judicare, модель государственных защитников и смешанную модель.

Первая модель - judicare подразумевает привлечение юристов, занимающихся частной практикой, с которыми в каждом отдельном случае специально заключается соглашение на ведение дела. Такая модель не однородна, и, в свою очередь, в зависимости от способов выплаты гонораров частнопрактикующим адвокатам разделяют на pure judicar (т.е. judicare в чистом виде), по которой денежные выплаты юристы получают после оказания ими юридической помощи за каждое отдельное дело от местной администрации, либо через коллегии адвокатов, и duty counsel (так называемый «дежурный адвокат»), которая предусматривает привлечение штатных адвокатов, которые ответственны за предоставление юридических услуг, с обязанностью "дежурного" представительства. Выплаты «дежурным адвокатам» осуществляются за каждый день присутствия и представительства в суде.

Вторая модель - государственных защитников. Она отличается от системы judicare по типу источника оказания юридической помощи. В рамках данной модели государство учреждает сеть специализированных учреждений для оказания юридической помощи малоимущему слою населению, в которых работают штатные сотрудники с фиксированной зарплатой.

В ходе практического предоставления бесплатной юридической помощи по обеим моделям выявился ряд недостатков, что породило появлении третей модели – смешанной, включающей в себя элементы двух предыдущих, в которой бесплатная юридическая помощь предоставляется частными адвокатами и адвокатами, работающими в центрах бесплатной юридической помощи и консультаций. [2]

Рассмотрев модели систем оказания бесплатной юридической помощи, сложившихся в мире, хотелось бы подробней осветит организацию такой помощи в отдельных странах и выделить их принципиальные особенности, на примере таких стран как Германия, Нидерланды, Бельгия, Япония и Польша.

Бельгийская система оказания бесплатной юридической помощи предполагает возложение обязанностей преимущественно на профессиональных юристов. Именно они обеспечивают консультирование граждан по правовым вопросам, а также представление интересов в суде. Главенствующая роль в оказании бесплатной юридической помощи принадлежит коллегии адвокатов. В рамках Ассоциации адвокатов учреждены Комиссия по бесплатной юридической помощи, предоставляющая первичную юридическую помощь консультативного характера, и Бюро бесплатной юридической помощи, оказывающее вторичную юридическую помощь и представительство интересов клиента в судебном и во внесудебном порядке урегулирования правового спора.

Подобное деление на первичную и вторичную юридическую помощь существует и в Нидерландах. Первичную помощь оказывает бюро, которое объединяет профессиональных юристов и студенты юридических вузов. Вторичная же помощь оказывается частнопрактикующими адвокатами или юридическими фирмами, куда направляются клиенты из бюро, в случае необходимости специализированной помощи или представительства в суде. Однако, такая система не подразумевает делению оказываемой помощи на квалифицированную и неквалифицированную. Напротив, оба вида считаются полноценными способами оказания юридической помощи.

В Германии система оказания бесплатной юридической помощи представляет собой чистую модель judicare. Здесь, услуги бесплатной юридической помощи оказывают исключительно юристы, занимающиеся частной практикой. Роль государства, при этом, в финансировании системы крайне ограничена. Оказание помощи, в основном, заключается в представительстве в суде и включает в себя относительно малый спектр услуг во внесудебном разбирательстве.

В Японии оказание бесплатной юридической помощи осуществляется в рамках учрежденной Ассоциацией адвокатов Японии в 1952 г. Ассоциации бесплатной юридической помощи. В данной Ассоциации существует система источников финансирования, которая включает в себя следующее. Во-первых, это добровольные пожертвования адвокатских образований. Во-вторых, средства, возмещаемые клиентами. В Японии система бесплатной юридической помощи построена таким образом, что оказания помощи осуществляется не в форме пожертвования, а скорее в форме займов, то есть клиент в последующем обязан возместить стоимость расходов Ассоциации рассроченным платежом. В-третьих, обязательные пожертвования со стороны адвокатов. Адвокаты, которые получают денежные средства от Ассоциации, обязаны возвратить ей 20 % этих средств, в виде пожертвования. И, в-четвертых, пожертвования подсудимых. [3]

Повсеместно, современные государства практикуют, так называемое, онлайн консультирование по правовым вопросам, по средствам всевозможных коллцентров и интернет серверов. Так, например, в Голландии было внедрено интерактивное приложение, называемое Rechtwijzer – «Дорожная карта правосудия», которая на основе ряда альтернативных вариантов пошагово помогает пользователю разобраться в возникающем юридическом казусе в разных областях права (жилищном, трудовом, семейном, в вопросах защиты прав потребителей и тд.). Помимо этого, программа «Дорожной карты правосудия» переадресует пользователей на сайт бюро, оказывающего квалифицированную юридическую помощь.

Широкое распространение во всех странах получило создание и функционирование юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению. Это также является и одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров, поскольку еще в XIX веке возникла проблема разрыва между знаниями и навыками, которые получают студенты юридических факультетов в университетах, и теми требованиями, которые предъявляют работодатели к подготовке молодых юристов.

Довольно интересный опыт функционирования юридических клиник существует в Польше. Первая юридическая клиника в Польше была открыта сравнительно недавно 1 октября 1997 года в Ягеллонском университете. На сегодняшний день юридические клиники функционируют почти в 20 городах и пользуются большой популярностью среди населения.

В системе «клинического образования» Польши есть интересные особенности. Так, например, выделяют активное сотрудничество с Омбудсменом, целью которого является проведение различных мероприятий по правовому просвещению в области защиты прав и свобод человека и гражданина и их соблюдению органами государственной власти. Между юридическими клиниками и Омбусменом заключатся специальное Соглашения о сотрудничестве в области защиты прав и свобод человека и гражданина, в рамках которых юридические клиники передают на рассмотрение Обмудсмена дела, которые, на их взгляд, требуют принятия мер с его стороны.

В Польше создан Фонд юридических клиник, под руководством которых находятся всю юридические клиники и который осуществляет их финансирование.

Еще одной особенностью является оценка материального состояния клиента и страхования ответственности юридической клиники за причиненный вред. Юридическая клиника устанавливает специальную процедуру относительно своих клиентов, которая определяет, действительно ли клиент не имеет возможности получить юридическую консультацию на платной основе. Что касается вопроса страхования, на юридических клиниках лежит обязанность по заключению договора страхования ответственности за причиненный вред, при этом страховая сумма не может быть ниже десяти тысяч евро. Сторонами такого договора является страховая компания и ВУЗ, который выступает как страхователь.

Таким образом, институт клинического образования является успешным, поскольку решается две проблемы: получение квалифицированной юридической помощи малообеспеченными категориями населения – с одной стороны приобретение студентами юридических вузов практических навыков.

В заключении хотелось бы сказать о том, что построение системы предоставления бесплатных юридических услуг определенно является одной из наиболее важных направлений государственной политик каждого государства и, непременно, требует длительного времени и сил. Учитывая зарубежный опыт, Россия должна построить собственную систему предоставления бесплатной юридической помощи, в которой будет учтены все достоинства и недостатки уже существующих мировых моделей. Отдавая предпочтение деятельности государственных юристов и частных адвокатов, не стоит оставлять без внимания такой важный институт, как «клинического образования». Так, государству следует оказывать поддержку так называемым юридическим клиникам. Однако необходимо сделать оговорку, что подобные клиники должны существовать исключительно в ведущих юридических вузах, где обеспечивается высокий уровень образования. Создавая и развивая систему государственных и негосударственных организаций, оказывающих квалифицированную юридическую помощь на безвозмездных началах, защитив, тем самым, права, свободы и законные интересы граждан, мы сможем еще на шаг приблизиться к формированию подлинно правового государства, о котором нам говорит статья 1 Конституции Российской Федерации.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в действ. ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4, ст. 445.

2. Бугаренко А.И. Бесплатная юридическая помощь в некоторых зарубежных странах. // Арбитражная практика, 2010, № 5. – C. 89-93.

3. Танабе М. История бесплатной юридической помощи в Японии / М. Танабе // В кн. : Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. – М.: ООО »Акварель», 2011. – 375 с.

© Федотова К.С., 2015

кандидат социологических наук,

доцент кафедры предпринимательского и финансового права,

Акты об организации юридической помощи

Положение об адвокатуре РСФСР, принятое Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1980 г. (ВВС, 1980, № 48, ст. 1596).

Федеральный закон "О производственной кооперации" от 8 мая 1996 г. (СЗ РФ, 1996, № 20, ст. 2321).

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые Верховным Советом РФ 11февраля 1993 г. (ВВС, 1993, № 10,ст. 357).

Положение о Министерстве юстиции.

К первой из приведенных групп относятся акты, которые по своему содержанию имеют непосредственное значение для опреде­ления сути и направленности всех правоохранительных функций и устройства соответствующих органов.

Особое место в данной группе актов, разумеется, занимает Конституция РФ . В ней решены наиболее принципиальные воп­росы государственной и общественной жизни. Действующая Консти­туция была принята 12 декабря 1993 г. и является пятой по счету российский Конституцией: первая появилась в 1918 г., вторая — в 1925 г., третья — в 1937 г., а четвертая — в 1978 г.

Для дисциплины "Правоохранительные органы" первостепен­ное значение имеют гл. 2 ("Права и свободы человека и граждани­на") и гл. 7 ("Судебная власть"). В первой из этих глав содержатся, к примеру, положения о судебном контроле за правомерностью ог­раничения неприкосновенности и свободы личности, тайны перепис­ки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сооб­щений, о равноправии, об обеспечении прав и свобод человека и гражданина путем осуществления доступного для всех правосудия, о праве гражданина и человека защищать свои права и свободы всеми законными способами, о праве на квалифицированную юри­дическую помощь, о праве на судебное обжалование решений и дей­ствий всех государственных органов и должностных лиц, в том числе о праве жаловаться на решения высших судебных инстанций в меж­дународные или межгосударственные органы, о презумпции неви­новности, о запрете понуждать граждан давать показания против себя, своих близких родственников и супруга, об обязанности госу­дарства возмещать ущерб, причиненный жертвам преступлений или злоупотреблений. Эти и ряд других конституционных предписаний, как будет показано ниже, самым непосредственным образом предоп­ределяют содержание деятельности правоохранительных органов, ставят их в определенные рамки, влияют на основы организации.

Такую же направленность имеют предписания гл. 7 Конститу­ции РФ, где сосредоточены основополагающие требования к поряд­ку и условиям осуществления судебной власти, принципам органи­зации органов, на которые возлагается реализация этой власти. Сре­ди них — положение о том, что правосудие может осуществляться только теми судами, которые организуются в соответствии с феде­ральным конституционным законом, что судьи независимы и подчи­няются только закону, что разбирательство судебных дел должно быть открытым, состязательным и т.д.

Немало принципиальных конституционных предписаний содержится в других частях Конституции РФ. К их числу можно отнести те, которые есть в ст.71, 72 и 77, определяющих пределы компетенции Федерации и ее субъектов, в том числе в правоохранительной сфере. Например, в ст. 72 сказано: "В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся. б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон. л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. ".

Заслуживают внимания в рамках дисциплины "Правоохранительные органы" и положения раздела второго Конституции РФ, особенно те, что сформулированы в его п. 5 и 6. Во втором из этих пунктов говорится, например, что конституционное положение о возможности чьего бы то ни было ареста только по решению суда не будет применяться впредь до издания специального федерального закона.

Значение конституционных предписаний заключается, наряду с прочим, в том, что они имеют по отношению ко всем правовым актам, действующим в Российской Федерации, высшую юридическую силу, являются обязательными не только для граждан и государственных органов, применяющих законы, но и для тех, кто издает их. В последние годы существенно повысилась роль международных (межгосударственных) соглашений, в том числе по вопросам, связанным непосредственно с организацией и деятельностью судов и других правоохранительных органов. Таких соглашений имеется немало. Среди них нужно, пожалуй, особо выделить Всеобщую декларацию прав человека, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международный пакт о гражданских и политических правах человека, одобренный тоже Генеральной Ассамблеей ООН восемнадцать лет спустя —16 декабря 1996 г. Он ратифицирован и является обязательным к исполнению на всей территории Российской Федерации и всеми ее государственными органами. Авторитетными и обязательными к исполнению являются также Конвенция о защите прав человека и основных свобод, одобренная Советом Европы 4 ноября 1950 г. и ратифицированная Федеральным законом от 30 марта 1998 г., а также Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, ратифицированная Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. и вступившая в силу с 11 августа 1998г.

В отношении названных и некоторых других международных документов в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорится: "Общепризнан­ные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Вторая группа из обозначенных в начале данного парагра­фа групп актов (о судебной власти, правосудии и судах) является бо­лее многочисленной. Она относится к двум правоохранительным функциям— конституционному контролю и правосудию. Централь­ное место среди них занимает Закон о судебной системе от 31 декабря 1996 г. В нем регламентируются основные вопросы судебной организации. Не утратил пока что полностью своего значения и Закон о судоустройстве, принятый еще в 1981 г. Он во многом отстал от жиз­ни, и читать его нужно с учетом существенных изменений и допол­нений, внесенных в него после 1992 г., а также положений новой Конституции РФ и других принятых в последние годы законодательных актов о судах.

К числу последних относятся Закон о Конституционном Суде, Закон об арбитражных судах, Закон о военных судах, Закон о ми­ровых судьях, Законе о статусе судей и некоторые другие. Значитель­ного внимания требуют акты, регламентирующие организацию и полномочия органов судейского сообщества — явления, относительно недавно признанного официально. К актам такого рода принадлежат, например, Положение о квалификационных коллегиях судей и Поло­жение о квалификационной аттестации судей.

Как и в первой группе актов, в данной группе видное место так­же должно отводиться международным документам: одобренным Ге­неральной Ассамблеей ООН в разные годы Факультативному про­токолу к упомянутому Международному пакту о гражданских и по­литических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции против попыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обраще­ния и наказания и др.

В этих документах, наряду с регламентацией многих других вопросов, содержатся высокоавторитетные предписания, связанные с обеспечением права на обжалование несправедливых, с точки зре­ния заинтересованных лиц, решений российских высших судебных инстанций в межгосударственные органы, призванные защищать права и свободы человека. Они предусматривают несколько таких ор­ганов. Наиболее известные среди них — Комитет по правам челове­ка, созданный государствами—участниками Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Европейский Суд по правам человека, функционирующий на основе Конвенции о защи­те прав человека и основных свобод. Возможность обращения с жа­лобами в эти органы прямо предусмотрена ч. 3 ст. 46 Конституции РФ.

Что касается Основных принципов независимости судей, одоб­ренных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г., то их изучение позволяет получить представление о том, как должны решаться вопросы обеспечения одной из основ судебной организации — принципа независимости судей при осуществлении правосудия.

Третья группа актов не столь многочисленна. В ней перечислены в основном уже знакомые акты, поскольку в них содержатся положения, имеющие отношение к регламентации сложного комплекса действий по осуществлению такой правоохранительной функции, как организационное обеспечение нормального функциониро­вания судов.

Особое место в этой группе актов принадлежит Закону о Судебном департаменте и Закону о судебных приставах. Эти законы регламентируют организацию и основные функции новых для российской правоохранительной практики структур, которые должны обеспечивать важнейшие участки деятельности по организационному обеспечению деятельности судов.

В четвертой группе ведущую роль играет, естественно, Закон о прокуратуре, принятый в 1992 г. и существенно дополнен­ный и измененный в 1995 и 1999 гг. В нем решены достаточно детально все основные вопросы понятия и содержания прокурорского надзо pa и иных направлений деятельности прокуратуры, ее организации и полномочий, статуса работников прокуратуры. Предписания данного Закона уточняют, дополняют и развивают то, что записано в ст. 129 Конституции РФ, посвященной прокуратуре.

Представления об организации прокуратуры конкретизируются двумя названными положениями. Одно из них регламентирует одну из важных функций прокуратуры — координацию деятельности правоохранительных органов, а другое решает существенные для работников прокуратуры вопросы: порядок и условия присвоения классных чинов.

Пятая группа актов не менее многочисленна, чем вторая. Это объясняется, с одной стороны, тем, что выявление и расследование преступлений — деятельность неоднородная. В ее составе различают три компонента: осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознание и предварительное следствие. С другой стороны, особенностью реализации этой неоднородной деятельности является то, что она возлагается на многие органы с учетом их профиля. Какие-то из них призваны выполнять все три разновидности такой деятельности (органы внутренних дел, федеральной службы безопасности и налоговой полиции), какие-то — две (например, таможенная служба, воинские начальники, должностные лица пограничной службы), а какие-то — только одну (следственный аппарат прокуратуры, оперативные подразделения службы внешней разведки, службы государственной охраны и т.д.).

Разумеется, в рамках учебной дисциплины "Правоохранительные органы" нет необходимости досконально изучать все названные выше и многие другие акты такого рода. Это будет сделано при усвоении материала по другим преподаваемым в юридических вузах дисциплинам, о которых сказано в § 4 и 5 гл. I учебника. Однако по­ложения, касающиеся круга органов, выявляющих и расследующих

преступления, их устройства и основных полномочий, взаимодей­ствия друг с другом и иными государственными и негосударствен­ными органами и учреждениями, усвоить необходимо.

Наконец, в шестой группе основными следовало бы считать Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., которое, несомненно, нужно тесно увязывать с предписаниями Конституции РФ (см. ст. 45 и 48), и Основы законодательства Российской феде­рации о нотариате, принятые Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. Вместе с тем для характеристики основных функций адво­катуры имеют важное значение соответствующие положения зако­нов, регламентирующих процедуру разбирательства судебных дел различных категорий, — например, УПК, ГПК и АПК.

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, .

2) налоговый - осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;. 3) банковский — контроль .

в сфере таможенного дела и постановление о направлении материалов в другие. правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении .

задерживать нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы; .

2) налоговый - осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, .

. назначения, органы государственного управления, системы национальной обороны, правоохранительные органы, судебные органы и др. .

Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица .

Правоохранительные органы – это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, .

г) правоохранительные органы - прокуратура, министерство внутренних дел , полиция, милиция, таможенные органы, нотариат. Каждый орган наделен .

Первая помощь содержание объем организационные и юридические

Название работы: Правовые основы оказания первой помощи. Общие принципы оказания первой помощи. Анатомия

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку.

Дата добавления: 2015-10-14

Размер файла: 30.78 KB

Работу скачали: 19 чел.

Темы занятия: Правовые основы оказания первой помощи. Общие принципы оказания первой помощи. Анатомия. СЛР (= «сердечно-легочная реанимация»).

Правовые основы оказания первой помощи.

Аспект 1. Ваша ответственность.

Как простой гражданин, вы должны вызвать скорую и аварийные службы.

Став спасателем, вы будете ОБЯЗАНЫ оказывать первую помощь (СЛР, даже пьяным, БОМЖам и др.) Иначе: ст.109 УК РФ « Причинение смерти по неосторожности» (до 2 лет лишения свободы), ст.124 УК РФ «Неоказание помощи больному », ст.125 УК РФ Оставление в опасности

(штраф до 80 тыс.руб.)

Статья 31. Первая помощь

1. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

2. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи"

Общие принципы оказания первой помощи.

Максимально соблюдайте правила личной гигиены.

Чтобы не получить СПИД, Гепатит и др.болезни, избегать контакта с физиологическими жидкостями потерпевшего (кровь, моча, слюна, слезы и др.).

а) Использовать резиновые перчатки, а если необходимость лезть в рот пострадавшего, то 3 пары, или хоз.перчатки, или перчатки от АЗК.

б) после выхода – обеззаразить свою кожу. Йод-спирт (спирт с небольшим добавлением йода). Можно выпить 200 г водки.

  1. Инфекционная безопасность.
  2. Личная безопасность.

Не подходи к пораженному эл.током, пока сам не убедишься, что электричество отключено.

Огородите место происшествия при ДТП: шины, лавка – чтобы вас не зацепили проезжающие машины.

Если стало плохо человеку из пьяной компании, не спешите кидаться к нему. Есть риск нападения со стороны непонимающей пьяной компании.

Правило: сначала оценить угрозы для собственной безопасности.

Знать системы органов человека и органы в них:

  1. Костно-мышечная (скелет, мышцы)
  2. Лимфатическая система (лимфатические узлы, лимфатические сосуды)
  3. Кровеносная система (сердце, кровеносные сосуды)
  4. Половая система (половые органы, половые железы)
  5. Нервная система (органы чувств, нервы, головной и спинной мозг)
  6. Эндокринная система (железы внутренней секреции)
  7. Пищеварительная система (кишечник, пищеварительные железы)
  8. Дыхательная система (легкие, воздухоносные пути)
  9. Выделительная система (почки, мочевыводящие пути0
  10. Покровная (кожа, слизистые оболочки)

Травма – повреждение какой-либо из систем с нарушением функций.

Кости. Череп – одна из самых крепких костей (дробь не берет лобную кость).

При этом, череп сам является повреждающим фактором для мозга. При хлыстовых травмах мозг ударяется о череп и человек получает СГМ (сотрясение головного мозга) или ПГМ (повреждение).

Шейный отдел позвоночника: 7 позвонков. Череп крепится на 2х позвонках: атлант и аксис («зуб»).

Мотоциклисты порой ломают аксис. Тот повреждает продолговатый мозг, который отвечает за дыхание. С СЛР можно довезти до больницы, но такие больные не приходят в сознание и умирают.

У детей кости ломаются по типу «зеленой веточки» (сверху цело, внутри сломано), часто ломают ключицы. Для пожилых людей (особенно зимой) характерны переломы шейки бедра. Вместе с сахарным диабетом это часто приводит к обездвиживанию.

Перелом бедра – тяжелая травма. Обычно со смещением. Рвутся мышцы, может порваться бедренная артерия. Полминуты – 2 мин на спасение!

Потеря 1,5 л крови опасна для жизни.

/ интересный факт: каждый месяц человек «меняет кожу» /

У человека 8-9 л крови, из них 5 литров – в сосудах и сердце, а остальная – в «депо» (в селезенке, в костном мозге, в печени). Пример: кросс 10 км, начинает болеть бок, а потом открывается «второе дыхание».

Знать: малый и большой круги кровообращения.

Систолическое давление 120 мм ртутного столба . 1 мм ртут.столба = 10 мм водного столба. В момент сжатия сердце выбрасывает кровь «на высоту» 120 см.

Важно: ребенок – не то же, что взрослый в миниатюре. Обращаться нежно, у него легко можно повредить внутренние органы.

Если от человека ярко выраженный (как правило, неприятный) запах, человек, скорее всего, болен.

Мышцы крепятся к костям. Мышцы порой рвутся. Иногда могут оторвать кость.

Физиологическое положение конечностей – когда и сгибатели и разгибатели находятся в состоянии покоя. Знать физиологич.положение для конечностей – для иммобилизации.

Главный сосуд от сердца – аорта (по ширине как 4 пальца).

СЛР (= сердечно-легочная реанимация)

Правильно запрокинуть голову важно для проведения искусственного дыхания.

Если будешь делать неправильно (дышать в желудок), то поймешь: отрыжка будет с запахом еды.

Диабет 1 типа – поджелудочная железа вырабатывает чрезмерное количество инсулина, пища перерабатывается быстро. Они носят с собой калорийную еду, иначе – приступ. Холодный липкий пот, спутанное сознание. (Часто в паспорте листок «у меня сахарный диабет»). Укол глюкозы сразу возвращает такого больного к жизни. Можно сок, сахар, шоколад в рот (под язык) – чуть.

Подойти к пострадавшему справа. Правую руку под шею, левую – на лоб.

Подходить к пострадавшему лучше либо точно сзади, либо точно спереди, чтобы он не крутил головой. Ему нельзя крутить головой!

Кладем руки на голову (чтобы не крутил шеей) и спрашиваем: «что с Вами? Как себя чувствуете?»

Если не отвечает, то проверяем пульс на сонной артерии. 3-4 пальца, отодвигаем мышцу и чувствуем биение пульса.

На запястье тоже мерим 3-4 пальцами.

Смотрим на губы, на кожные покровы. Если бледные, синие – это цианоз, не хватает кислорода.

Д/з: сходить в морг (в другой группе есть медбратья, попросить). Увидеть: как выглядит «кошачий глаз», как выглядят кожные и слизистые покровы у трупа.

Типы смерти: биологическая, клиническая и социальная («человек-овощ»).

Без помощи летом 3 мин, зимой 5 мин – предварительный прогноз, что оказание помощи вряд ли будет перспективно.

В холодной воде «социальной смерти» не наступает и после 10 мин.

Мозг очень зависит от кислорода, вес его 2%, а кислорода он потребляет 20%.

СЛР тяжело делать, а надо полчаса. Лучше женщин на дыхание, а мужчин – на массаж.

Сначала проверяем болевые раздражители.

Если нет сознания и дыхания, проверяем «кошачий глаз» (слегка сжимаем глазное яблоко, зрачок сузился и восстановился). Проверяем зрачок на свет. Можно закрыть ладонями и открыть, можно подсветить фонариком.

Вариант: роговичный рефлекс. Открыли глаз, провести перышком или просто дунуть. Веко должно дернуться.

Значит, подлежит реанимации.

История, как 3 часа везли по пустыне человека, укушенного ядовитой тварью. Делали искусственное дыхание по очереди. Он поправился.

Прекардиальный удар: руку параллельно грудине, кулаком (низом кулака) или ладонью, со всей силы, в средней трети грудины. 30 секунд с момента наступления клинической смерти он эффективен. Суицидники, наркоманы – очень отзывчивы на такое лечение.

РЛС: 30 нажатий – 2 выдоха. Делать минимум 30 минут.

Руки перпендикулярно грудине, в средней трети грудины. Руки прямые, локти сведены внутрь. Всем телом (плечами). На глубину не менее 5 см.

Если вы один, вы не «дышите», только давите на грудину. 100 раз в минуту. Чтобы сохранить ритм, считай десятками (1-2-3-4-5-6-7-8-9-10).

Дыхание: закрыть нос, на рот – салфетку. Выдох 1,2 л (нефорсированный выдох в течение 1 секунды).

Есть методика для запуска дыхания: 5 вдохов, не дожидаясь опускания грудины.

Небольшой прием: если при вас человек перестает дышать, снимите с него шапку. Полить прохладной водой голову.

По амер.системе (современной): сначала 30 нажатий, потом 2 вдоха.

Каждую минуту (примерно через 100 движений) проверяем пульс на сонной артерии. Если бьется сердце, прекращаем РЛС.

Совет: в автомобильной аптечке жгуты заменить на жгуты эсмарха.

(Интересно: хоботковый рефлекс – коснуться над губой, губки хоботком; коснуться щеки – повернет голову в сторону касания).

Ребенком считаем до 12 лет.

Грудничкам массаж делаем двумя пальцами. 120 в минуту. Дышим вполвдоха.