Вы можете БЕСПЛАТНО задать вопрос юристу онлайн

  • Для всех регионов РФ доступна бесплатная онлайн консультация;
  • Для жителей Москвы и МО, Санкт-Петербурга и области существуюет бесплатная горячая линия;

Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

Оказание бесплатной юридической помощи в рф

Основы оказания бесплатной юридической помощи

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социально ориентированная экономика, целью которой выступает удовлетворение потребностей человека в материальных и духовных благах, социальное развитие становятся приоритетом государственного строительства страны в ближайшей перспективе. Гарантии социальной защиты граждан находятся в сфере этих приоритетов, что находит отражение в законодательстве, развивающем положения Основного Закона.

Следует учесть, что помимо основных социальных гарантий в соответствии со статьей 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

При этом положения названной статьи Конституции РФ предусматривали отсылочную норму, устанавливающую, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Поэтому в целом перспективный характер данной конституционной нормы долго оставался без реализации и наконец нашел свое отражение в Федеральном законе от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Закон о БЮП, Закон).

Стоит отметить, что право на бесплатную юридическую помощь предусматривают и ряд других законов, в частности УПК РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ст. 16), Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ст. 10), Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ст. 22), Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ст. 8), Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (ст. 26), Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ст. 12), Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ст. 7), Федеральный закон от 30.12.2006 N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" (ст. 3). Таким образом, на сегодняшний день в законодательстве представлен достаточно широкий перечень нормативных актов, закрепляющих право на бесплатную юридическую помощь в отдельных случаях и некоторым категориям граждан.

Основное социальное назначение юридической помощи заключается в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Исходя из этого, обязанностью государства является предоставление бесплатной юридической помощи в любой ситуации публичного обвинения, привлечения к ответственности или ограничения прав и свобод граждан. В данном случае не должно иметь значение имущественное положение гражданина или какие-то психофизиологические качества. Юридическая помощь должна предоставляться бесплатно в силу того, что именно государство выступает в качестве инициатора процесса либо осуществляет ограничительное регулирование основных прав граждан.

В этом и заключается содержание принципа социальной справедливости и социальной ориентированности при оказании бесплатной юридической помощи.

Принцип социальной справедливости является смежным по отношению к институту бесплатной юридической помощи. Выполняя свою основную функцию по обеспечению осуществления и защиты конституционных прав граждан, бесплатная юридическая помощь одновременно способствует и установлению начал социальной справедливости в обществе.

Участники системы оказания юридической помощи

В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Закона о БЮП участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются: федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения; органы управления государственных внебюджетных фондов; государственные юридические бюро.

В свою очередь, участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи согласно статье 22 Закона о БЮП являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Возможность создания негосударственной системы помощи предусматривается с помощью финансирования некоммерческих организаций - таких, например, как Ассоциация юристов России (АЮР). При этом современное представление о способах и формах оказания юридической помощи значительно расширяет традиционные рамки, и такая помощь оказывается малоимущим гражданам в общественных приемных, центрах, создаваемых при Ассоциации юристов России, правозащитными и другими общественными организациями, в приемных политических партий и т.д.

Юридическое консультирование рассматривается также как форма юридической помощи, но представляющая собой процесс взаимодействия субъекта оказания и субъекта получения по поводу проблемной правовой ситуации с целью выявления возможных правовых путей ее решения и их последствий, уяснения путей и способов реализации выбранного решения

Законом (ст. 6) определены виды бесплатной юридической помощи, заключающиеся в правовом консультировании в устной и письменной форме; составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представлении интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. При этом случаи и порядок представления интересов определяются Законом о БЮП, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Следует учесть, что законодатель называет только основной перечень видов юридической помощи, который остается открытым, поскольку такая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством видах.

Общее правило Закона определяет, что все виды бесплатной юридической помощи могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование. Исключение из общей нормы могут составлять положения иных федеральных законов, в том числе касающиеся установления дополнительных квалификационных требований к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях (ст. 8 Закона).

Категории граждан, имеющих право

на бесплатную юридическую помощь

Круг лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, определен статьей 20 Закона. Стоит отметить, что ранее в целях обеспечения доступности бесплатной юридической помощи предлагалось на законодательном уровне расширить перечень категорий лиц, имеющих право на получение указанной помощи, дополнив его безработными; сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; многодетными семьями; инвалидами III группы; ветеранами боевых действий; гражданами, пострадавшими от политических репрессий, воздействия радиации; лицами, освобожденными из мест лишения свободы

в состав лиц, имеющих право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, отнесены следующие категории граждан:

- граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

- инвалиды I и II групп;

- ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

- дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

- несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

- граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

- граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов РФ.

Представляется необходимым обратить внимание на некоторые аспекты получения юридической помощи отдельными из перечисленных выше категорий граждан.

На основании пункта 4 ч. 1 ст. 20 Закона о БЮП право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы имеют дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.

СЛУЧАИ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством.

БЕСПЛАТНАЯ ЮРПОМОЩЬ И СУБЪЕКТЫ РФ

К полномочиям субъектов Российской Федерации, в частности, относятся:

«издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе расширение перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи, определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение их исполнения;

определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью…»

Стоит обратить внимание на организационные модели организации оказания юридической помощи. Учитывая региональные особенности отдельных территорий, проблема правового регулирования условий организации юридической помощи носит системный характер. Исходя из социальных начал бесплатной юридической помощи, вполне справедливо указывают на обеспечение ее оказания в социальном партнерстве с государством как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов и муниципальных образований.

Организация работы по обеспечению функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, предусмотренная Законом, предлагает известные альтернативы, которые открывают варианты для ее большей эффективности с учетом региональных традиций и интересов.

Согласно части 1 ст. 17 Закона для решения данных вопросов высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ могут создавать государственные юридические бюро и (или) привлекать к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокатов. На этапе разработки проекта, а также в принятом варианте Закон предусматривает возложение полномочий по созданию такой системы на региональные власти с возможностью софинансирования из федерального бюджета регионов, которые будут активно участвовать в развитии системы бесплатной юридической помощи.

Однако другая сторона данного вопроса таит в себе ряд принципиальных проблем. Как отмечают специалисты, предусмотренная Законом схема позволяет выделить два варианта системы бесплатной юридической помощи: смешанный, когда в субъекте РФ в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи одновременно могут осуществлять деятельность государственные юридические бюро и адвокаты, и альтернативный, когда приоритет отдается только одному из названных субъектов оказания бесплатной юридической помощи. Фактически субъект РФ, избрав в качестве альтернативного варианта оказание бесплатной юридической помощи только в рамках государственных юридических бюро, отказывается от вовлечения адвокатского сообщества в процесс выполнения публичной функции. В некотором смысле данное нормативное установление можно рассматривать как основание для ограничения права субъекта РФ на привлечение адвокатов к оказанию бесплатной юридической помощи, что, полагаем, вряд ли можно допускать. Альтернативный характер юридической помощи, а также соблюдение рыночных принципов в ее организации требует равной возможности для участия всех квалифицированных субъектов в ее оказании. На практике предложенная в Законе нормативная конструкция будет сдерживать конкурентные начала и отражаться в конечном итоге на качестве самой юридической помощи.

Вполне понятно, что возможности по эффективной региональной составляющей юридической помощи зависят от экономики субъектов, которые по данному аспекту обладают значительной асимметрией. По этому поводу Н.А. Полякова справедливо отмечает: ". развитие социальной инфраструктуры напрямую связано с экономическим благополучием территории".

Между тем следует отметить, что финансовые основы организации деятельности оказания бесплатной юридической помощи могут на практике столкнуться с известными трудностями, учитывая перераспределение финансовой нагрузки на оказание помощи на уровень субъекта РФ. В связи с этим справедливо отмечается о наличии значительного числа дотационных регионов, не способных финансировать проект на должном уровне.

Отчасти можно разделить указанные опасения и на перспективу. Полагаем, необходимо разработать механизмы финансирования, позволяющие обеспечить равные объем, качество юридической помощи вне зависимости от территориальной принадлежности лиц, имеющих право на ее получение. Только в этом случае на практике будет выполняться провозглашенный в статье 6 Закона о БЮП принцип обеспечения равенства доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи, который, безусловно, подразумевает равные объем и качество предоставляемых юридических услуг.

В заключение стоит выделить принципиальные, на наш взгляд, аспекты рассматриваемого вопроса. Прежде всего необходимо найти баланс, разумное сочетание государственных и негосударственных институтов, занимающихся вопросами предоставления бесплатной юридической помощи. Баланс в данном случае крайне необходим. Ведь возложить такую обязанность полностью на общественные институты - значит устранить контроль государства, что недопустимо, так как предоставление бесплатной юридической помощи есть важнейшая социальная задача государства.

С другой стороны, одних лишь государственных институтов (таких как государственные юридические бюро) явно недостаточно для удовлетворения потребностей в юридической помощи всех заинтересованных лиц. К тому же по вопросам, касающимся споров с государством, трудно гарантировать объективность и непредвзятость сотрудников государственных институт

Телефон: (495) 955-59-99

Адрес: 119991, ГПС-1, город Москва, улица Житная, дом 14

Оказание юридической помощи в рф

Можно ли аннулировать российский паспорт также как паспорт Сноудена?

Можно ли расторгнуть брак без личной явки в орган ЗАГСа?

Является ли супруг родственником?

Федеральный закон «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации»

Статья 1. Предмет регулирования.

Настоящий федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные с оказанием на территории Российской Федерации квалифицированной юридической помощи, и направлен на обеспечение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации.

Настоящий федеральный закон не распространяется на государственные юридические бюро, осуществляющие деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.

Статья 2. Квалифицированная юридическая помощь.

Под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг на территории Российской Федерации. Под юридическими услугами понимается, в частности:

- консультирование по вопросам права и разъяснение основанных на действующем законодательстве прав и обязанностей юридических и физических лиц как в устной, так и в письменной форме;

- подготовка и составление любых юридически значимых документов, в том числе заявлений, жалоб, ходатайств;

- представительство и защита интересов юридических и физических лиц в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве,

- представительство и защита интересов юридических и физических лиц в арбитражном судопроизводстве и иных процедурах разрешения споров субъектов хозяйственной деятельности;

- защита и представительство в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

- представительство и защита интересов юридических и физических лиц в третейском суде, международном коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов;

- представительство и защита интересов юридических и физических лиц в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

- представительство и защита интересов юридических и физических лиц в связи с выборами в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- представительство и защита интересов в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, в отношениях с юридическими и физическими лицами на территории иностранных государств, в международных организациях и международных судебных органах, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных организаций и международных судебных органов или международными договорами Российской Федерации;

- проведение юридически значимых процедур по юридическому обеспечению предпринимательской деятельности юридических и физических лиц, в том числе составление договоров и иных документов, правовое обеспечение проведения торгов;

- юридическое сопровождение и обеспечение соответствия закону всех видов сделок, в том числе связанных с возникновением, переходом и прекращением права собственности, защитой имущественных и личных неимущественных прав;

- участие в качестве представителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

- участие в качестве представителя в налоговых правоотношениях;

- осуществление субъектами оказания квалифицированной юридической помощи в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных видов деятельности с целью обеспечения или защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц.

Квалифицированная юридическая помощь оказывается на возмездной основе. В случаях, предусмотренных федеральным законом, квалифицированная юридическая помощь оказывается бесплатно для получателя такой помощи с ее оплатой за счет бюджетных средств в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Статья 3. Субъекты оказания квалифицированной юридической помощи.

Субъектами оказания квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе могут быть только физические лица, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации статус адвоката, нотариуса, патентного поверенного либо ученую степень кандидата или доктора юридических наук, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях их профессиональные образования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оказание юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве самостоятельного или сопутствующего вида деятельности иными лицами не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Виды юридической помощи, которые вправе оказывать адвокаты, нотариусы или патентные поверенные, особенности их деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе, а также квалификационные требования и критерии для осуществления такой деятельности могут устанавливаться отдельными федеральными законами.

Работники юридических лиц любой организационно-правовой формы, а также юристы, являющиеся работниками органов государственной власти и местного самоуправления, могут оказывать юридическую помощь в рамках своих должностных обязанностей только субъектам, с которыми они находятся в трудовых отношениях. Оказание юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве самостоятельного или сопутствующего вида деятельности такими работниками не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Иностранные лица допускаются к оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе на территории Российской Федерации при соблюдении требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие приобретенного в установленном порядке на территории Российской Федерации статуса субъектов оказания квалифицированной юридической помощи и получившие юридическое образование на территории иностранных государств, допускаются к оказанию квалифицированной юридической помощи на территории Российской Федерации только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и только по вопросам международного права и права тех государств, на территории которых они в установленном порядке признаны в качестве субъектов оказания юридической помощи.

Статья 4. Переходные положения

Лица, которые на момент вступления настоящего Федерального закона в силу в течение не менее двух лет участвовали в деятельности по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица либо единоличных исполнительных органов (их заместителей) коммерческих организаций, оказывающих такие услуги, и которые желают осуществлять самостоятельную деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве адвокатов, вправе при условии соответствия требованиям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», приобрести статус адвоката без сдачи квалификационного экзамена, подав заявление о присвоении статуса адвоката с приложением подтверждающих их квалификацию документов в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации по месту своего постоянного жительства. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления и состав прилагаемых в нему документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем нормотворческую деятельность в области юстиции.

Квалификационная комиссия адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня получения такого заявления проверяет сведения о претенденте и выносит решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.

Претендент приносит присягу, предусмотренную статьей 13 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», и со дня ее принятия получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.

Статья 5. Вступление в силу.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его опубликования. Статья 4 настоящего Федерального закона действует в течение шести месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу и по их истечении утрачивает силу.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и связанные с оказанием квалифицированной юридической помощи, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Впредь до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты применяются с момента утраты силы статьей 4 настоящего Федерального закона в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Исполнение владельцем памятника истории и культуры выданного ему органом государственного пожарного надзора предписания об устранении нарушений современных, действующих требований пожарной безопасности, обнаруженных указанным органом на территории данного.

Госдума приняла во вторник сразу в двух чтениях правительственный законопроект с поправками в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Доход от реализации колхозом земельных участков облагается налогом на прибыль и не попадает под ставку 0% как выручка от реализации сельскохозяйственной продукции

Арбитражный суд Московского округа отменил мировое соглашение между Минобороны РФ и компанией "Промресурс".

Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин во вторник выступил с лекцией "Конституционная юстиция на переходном этапе исторического развития России" на международной конференции "Современная конституционная юстиция: вызовы и перспективы"

Оказание юридической помощи юридическим лицам

Право на юридическую помощь - это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: "каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно" (ст. 48, п.1). 11 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // РГ от 25 декабря 1993 г. № 237.

На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности.

Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, так называемые "иные формы оказания юридической помощи", то есть все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым.

Несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, система оказания юридической помощи населению в нашей стране активно развивается, и сегодня почти в любом городе можно встретить нотариальную контору, адвокатуру, частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Проблема развития системы оказания юридической помощи в настоящее время, однако, не перестаёт оставаться актуальной в силу несовершенства некоторых сторон её деятельности, вызванных разнообразием форм данной помощи и дерегулированием в сфере юридических услуг.

Целью работы является: обосновать актуальность развития системы оказания юридической помощи.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

дать определение юридической помощи и выявить основные элементы системы оказания юридической помощи населению в РФ;

выявить основные проблемы развития системы оказания юридической помощи населению в РФ.

Юридическая помощь это: «государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, которая направлена на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан». 11 Правоохранительные органы / Под ред. проф. В. П. Божьева. М., 2008. С. 326.

Действительно, юридическая помощь бывает государственной (государственный нотариат), негосударственной (коллегии адвокатов) или частной (юридические консультативные конторы, частные нотариусы, адвокаты, не входящие в коллегии адвокатов и занимающиеся частной практикой).

Профессиональность юристов и квалифицированность помощи является конституционной гарантией и необходимым условием оказания юридической помощи.

Что касается лиц, которым оказывается помощь, то это могут быть как физические лица всех статусов - граждане страны, иностранные граждане, а также лица без гражданства, так и юридические лица.

Юридические услуги обычно платные, плата за юридические услуги определяется соглашением между клиентом и организацией, предоставляющей эти юридические услуги.

В некоторых случаях юридическая помощь оказывается бесплатно. Конституция Российской Федерации гарантирует в определенных законом случаях предоставление бесплатной юридической помощи. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст. 26) предусматривает:

Юридическая помощь гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам РФ, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам РФ - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 11 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

Бесплатно юридическая помощь оказывается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, на основании Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» 22 СЗРФ от 1 июня 1998 г. №22, ст. 2331..

Юридическая помощь оказывается бесплатно и в других случаях, предусмотренных законом, когда лицо не может оплатить юридическую помощь. В уголовном делопроизводстве такие случаи связаны с требованиями ст. 49 УПК об обязательном участии адвоката при производстве дознания, предварительного следствия, в суде; обязательно по делам несовершеннолетних; немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, и некоторым другим делам. 11 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.10.2002) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). ст. 4921.

При рассмотрении проблемы развития системы юридической помощи следует иметь в виду, что положения ст.48 Конституции необходимо увязывать с предписаниями, содержащимися в ст. ст.45, 46 Конституции, согласно которым каждому: а) гарантируется судебная защита прав и свобод; б) обеспечивается возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Квалифицированную юридическую помощь каждый может получить от различных организаций, образующих систему оказания юридической помощи населению в РФ:

адвокатуры (в том числе, иностранных государств).

- специализированных общественных и государственных организаций (общественных объединений потребителей; федеральных и территориальных антимонопольных органов и др.);

- юридических служб в учреждениях, предприятиях, организациях;

- частных детективных служб;

- частных организаций (ООО, АО и т.д.), а также, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, специализирующимися на оказании юридических услуг;

- общественных приемных органов власти, местного самоуправления;

Оказание юридической помощи гражданам и организациям является основной задачей адвокатуры. Она отделена от государства, работа адвокатов им не оплачивается. Адвокатская деятельность - это «квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию». 11 Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы. М., 2006. С. 287. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее.

Суды в силу своего статуса, разъясняют гражданам и представителям юридических лиц и организаций порядок обращения в судебный орган, порядок составления иска или заявления об обжаловании действий должностных лиц, в случае выявления ошибок при подаче документов, - в своих определениях указывают на порядок внесений исправлений и устранения недостатков.

То же разъясняют и работники прокуратуры и приемные органов власти при приеме заявлений и обращений граждан.

Юридические службы имеются в министерствах и ведомствах, органах государственной власти и местного самоуправления, на многих предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях. В них работают юристы, знающие специфику соответствующих отраслей хозяйства, участков работы. Они оказывают определенную правовую помощь и работающим там сотрудникам.

Так, например, в соответствии со ст.22 ФЗ «О статусе военнослужащих», юридическая помощь оказывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:

- органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей - всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы;

- органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело. 11 СЗРФ от 1 июня 1998 г. №22, ст. 2331.

Часть потребностей в юридическом обеспечении удовлетворяет нотариат. Основы законодательства России о нотариате возлагают на нотариат защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации. 22 ВВС РФ, 1993, № 10, ст. 357.

При отсутствии в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Ряд норм об оказании юридической помощи населению по государственной и общественной защите прав потребителей содержится в Законе РФ "О защите прав потребителей". 33 СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 140. В нем, например, предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе обращаться в суд для защиты прав потребителей в случае обнаружения их нарушения. Широкие возможности по оказанию юридической помощи потребителям предоставляются общественным объединениям потребителей, их ассоциациям, союзам. Они наделены, в частности, правом проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей.

Работа по оказанию юридической помощи населению и юридическим лицам коммерческими организациями и ПБОЮЛ юридического профиля сходна с адвокатской деятельностью, однако, целью такой работы как раз является извлечение прибыли. Но, в связи с востребованностью и такого вида юридической помощи, т.е., преследующей коммерческие цели, следует сделать вывод о ее необходимости и дальнейшем развитии.

Таким образом, юридическая помощь бывает государственной, негосударственной и частной.

Профессиональность юристов и квалифицированность помощи является конституционной гарантией и необходимым условием оказания юридической помощи.

Конституция Российской Федерации гарантирует в определенных законом случаях предоставление бесплатной юридической помощи. Квалифицированную юридическую помощь каждый может получить от различных организаций, образующих систему оказания юридической помощи населению в РФ, а именно: суда; прокуратуры; нотариата; специализированных общественных и государственных организаций (общественных объединений потребителей; федеральных и территориальных антимонопольных органов и др.); юридических служб в учреждениях, предприятиях, организациях; частных детективных служб; частных организаций (ООО, АО и т.д.), а также, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, специализирующимися на оказании юридических услуг; общественных приемных органов власти, местного самоуправления; патентных поверенных; адвокатуры (в том числе, иностранных государств).

О сайте kino-tver.ru

Информация на сайте kino-tver.ru предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Администрация сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.

Контактные данные
Консультация по телефону в МСК и СПб
Для жителей Москвы и МО
Для жителей СПб и области
задать вопрос
2018 © kino-tver.ru - задать вопрос юристу по телефону или онлайн бесплатно