Вы можете БЕСПЛАТНО задать вопрос юристу онлайн

  • Для всех регионов РФ доступна бесплатная онлайн консультация;
  • Для жителей Москвы и МО, Санкт-Петербурга и области существуюет бесплатная горячая линия;

Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

Государственная юридическая помощь

Статья 48 Конституции РФ предусматривает, что в определенных законом случаях профессиональная юридическая помощь оказывается гражданам бесплатно. Статья 26 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" устанавливает порядок оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно.

Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

  1. истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  2. ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
  3. гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
  4. гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" в 10 субъектах федерации были созданы государственные юридические бюро по оказанию бесплатной юридической помощи.

В целях реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам Правительство РФ в постановлении от 22.08.20.05 № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» решило провести эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей. Были созданы государственные юридические бюро, которые оказывали следующие виды юридической помощи гражданам: устные и письменные консультации по правовым вопросам; устные консультации для инвалидов I и II групп, ветеранов Великой Отечественной войны, неработающих пенсионеров, получающих пенсию по старости, независимо от уровня их дохода; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; участие работников государственных юридических бюро в качестве представителей граждан в гражданском судопроизводстве, исполни­тельном производстве по гражданским делам, а также в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

В случае если на территории одного судебного района общее число адвокатов, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ учреждает юридическую консультацию.

Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консульта­циях. При этом советом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты (ст. 24 Закона об адвокатуре).

О ходе эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам и предложениях по формированию и реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам было принято Решение коллегии Министерства юстиции Российской Федерации то 23 мая 2007 г., объявленное приказом Минюста РФ от 22 июня 2007 г. N 129

А по результатам эксперимента было принято Положение об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро (утв. постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. N 1029).

1. Государственные юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь, предусмотренную пунктом 2 настоящего Положения, гражданам, считающимся малоимущими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвалидам I и II групп, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости, государственные юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь в виде устной консультации вне зависимости от уровня их дохода.

2. Государственные юридические бюро оказывают бесплатно следующие виды юридической помощи:

а) консультация по правовым вопросам в устной и письменной форме;

б) составление заявления, жалобы, ходатайства и других документов правового характера;

в) представление интересов граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.

3. Для получения бесплатной юридической помощи гражданин представляет в государственное юридическое бюро следующие документы:

а) заявление об оказании юридической помощи по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации;

б) документ, удостоверяющий личность;

в) справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), полученном за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения в государственное юридическое бюро. Справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) предоставляется гражданам в порядке, определенном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

г) инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, получающие пенсию по старости, для получения юридической помощи в виде устной консультации вместо справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) - предусмотренные федеральным законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к указанным категориям.

4. Решение об оказании бесплатной юридической помощи принимается начальником государственного юридического бюро или по его письменному поручению - работником государственного юридического бюро в день представления гражданином документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.

Бесплатная юридическая помощь, за исключением устной консультации, оказывается на основании соглашения между гражданином и государственным юридическим бюро, заключаемого по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных соглашением, государственное юридическое бюро на основании договора вправе поручить адвокату оказать лицу, обратившемуся в государственное юридическое бюро, бесплатную юридическую помощь, в том числе выступить его представителем в гражданском судопроизводстве, а также в исполнительном производстве по гражданскому делу.

5. Государственное юридическое бюро может заключить с адвокатом договор (по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации), предусматривающий:

оказание бесплатной юридической помощи гражданам на постоянной основе;

оказание бесплатной юридической помощи конкретному гражданину.

6. В оказании бесплатной юридической помощи может быть отказано, если:

а) гражданин, обратившийся в государственное юридическое бюро, не представил документы, предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения;

б) из представленной справки о полученных доходах следует, что среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше (равен) величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) гражданин ходатайствует об оказании юридической помощи, не предусмотренной настоящим Положением.

7. Отказ в оказании бесплатной юридической помощи может быть обжалован обратившимся в государственное юридическое бюро гражданином в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации. Срок рассмотрения жалобы составляет не более 10 рабочих дней.

В случае если гражданину отказано по основаниям, не предусмотренным настоящим Положением, руководитель территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации в течение указанного срока направляет начальнику государственного юридического бюро (лицу, исполняющему его обязанности) предписание об устранении нарушений, о чем в письменной форме уведомляет гражданина.

Отказ в оказании бесплатной юридической помощи может быть обжалован гражданином в суд.

8. Начальник государственного юридического бюро назначается на должность и освобождается от должности приказом Министерства юстиции Российской Федерации.

Работники государственного юридического бюро, к полномочиям которых относится оказание юридической помощи, назначаются на должность и освобождаются от должности начальником государственного юридического бюро по согласованию с руководителем территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации.

Иные работники государственного юридического бюро назначаются на должность и освобождаются от должности начальником государственного юридического бюро.

9. Министерство юстиции Российской Федерации:

а) координирует и контролирует деятельность государственных юридических бюро;

б) определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок и условия премирования работников государственных юридических бюро;

в) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

10. Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации:

а) рассматривают жалобы на действия (бездействие) работников государственных юридических бюро;

б) заслушивают отчеты начальников государственных юридических бюро о состоянии работы по оказанию бесплатной юридической помощи;

в) анализируют деятельность государственных юридических бюро и ежеквартально представляют в Министерство юстиции Российской Федерации доклад о результатах работы этих бюро.

11. Работник государственного юридического бюро, оказывающий бесплатную юридическую помощь:

а) должен иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;

б) не вправе оказывать юридическую помощь, если в отношении вопроса, с которым гражданин обратился в государственное юридическое бюро, он:

имеет свои интересы, отличные от интересов гражданина;

участвовал в его рассмотрении (решении) в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика;

являлся должностным лицом, в компетенцию которого входило принятие решения в интересах этого гражданина;

оказывает юридическую помощь другому лицу, интересы которого противоречат интересам обратившегося гражданина;

в) не вправе разглашать сведения, сообщенные ему гражданином в связи с оказанием юридической помощи, без согласия этого гражданина.

Как видно из содержания данного Положения, создана государственная структура по оказанию профессиональной юридической помощи.

Однако, как следует из анализа итогов работы государственных юридических бюро в ходе эксперимента, на каждое бюро были потрачены бюджеты не менее 10 млн. руб. при низкой эффективности их деятельности, выраженной в малом количестве лиц, которым была оказана юридическая помощь. Представляется, что данные средства на тех же условиях можно было истратить на оплату услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках тех же юридических консультаций.

Статья 24 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" определяет статус юридической консультации.

В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ".

Представление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о создании юридической консультации должно включать в себя сведения:

  • о судебном районе, в котором требуется создать юридическую консультацию;
  • о числе судей в данном судебном районе;
  • о необходимом в данном судебном районе числе адвокатов;
  • о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности юридической консультации, в том числе о предоставляемом юридической консультации помещении, об организационно-технических средствах, передаваемых юридической консультации, а также об источниках финансирования и о размере средств, выделяемых на оплату труда адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации.

После согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о необходимом в данном судебном районе числе адвокатов, совет адвокатской палаты принимает решение об учреждении юридической консультации, утверждает кандидатуры адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации, и направляет заказным письмом уведомление об учреждении юридической консультации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консультациях. При этом советом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях, дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты.

Государственные органы юрист

В целях наилучшей организации деятельности, а также для самовыражения и защиты собственных прав и законных интересов адвокаты создают коллегии, которые представляют собой профес­сиональные, независимые, некоммерческие, самоуправляемые и самофинансируемые организации. Коллегия адвокатов образуется по одной на территории области, города республиканского значе­ния, столицы. Основные ее задачи - содействие, профессиональ­ная помощь и защита членов коллегии, организация профессионального контроля за их деятельностью, организация оказания бесплат­ной юридической помощи и защиты граждан. Органами коллегии адвокатов являются:

а) высший орган - общее собрание (конференция) членов коллегии;

б) исполнительный орган - президиум;

в) контрольный орган - ревизионная комиссия.

Общее собрание (конференция) созывается президиумом не реже одного раза в год либо председателем по требованию ревизи­онной комиссии или не менее одной четвертой от общего числа чле­нов. Оно решает любые вопросы деятельности коллегии адвока­тов, в том числе исключительные, такие как:

принятие Устава и изменений к нему;

избрание исполнительного, контрольного и других органов и утверждение положений о них;

заслушивание и утверждение отчетов руководителей органов коллегии и других работников;

установление порядка распоряжения имуществом коллегии;

установление ставок членских взносов;

- рассмотрение жалоб адвокатов на решения руководителей органов коллегии и других работников;

-досрочный отзыв руководителей и работников коллегии.

Общее собрание (конференция) правомочно принимать решения при наличии двух третей от общего числа членов коллегии ад­вокатов или соответственно состава избранных делегатов конференции.

Президиум коллегии адвокатов и его председатель избираются тайным голосованием сроком на четыре года. Президиум коллегии решает вопросы деятельности коллегии, кроме отнесенных к исключительной компетенции общего собрания (конференции). Например, организует работу коллегии по оказанию юридической помощи фи­зическим и юридическим лицам; созывает и организует решения общих собраний (конференций); защищает профессиональные и иные права адвокатов; осуществляет прием в члены коллегии ад­вокатов и исключение из их числа; организует подготовку стажеров; организует работу по проверке поступивших жалоб на действия ад­вокатов; рассматривает материалы о дисциплинарных проступках и налагает на виновных дисциплинарные взыскания; организует под­готовку стажеров; организует работу по проверке поступивших жа­лоб на действия адвокатов; рассматривает материалы о дисциплинарных проступках и налагает на виновных дисциплинарные взыс­кания; организует проведение аттестации адвокатов и работу по по­вышению их профессиональной квалификации; распоряжается сред­ствами коллегии; организует ведение бухгалтерского учета, финан­совой и статистической отчетности и делопроизводства.

Председатель президиума избирается из числа адвокатов, не менее двух лет состоявших непосредственно до избрания членами коллегии. Он осуществляет полномочия, возложенные на него общим собранием и Уставом коллегии.

Ревизионная комиссия и ее председатель избираются общим собранием сроком на четыре года. Она проводит ревизии финансо­во-хозяйственной деятельности коллегии адвокатов, юридических консультаций, адвокатских контор, а также финансовой деятельно­сти адвокатов, практикующих индивидуально.

Члены коллегии адвокатов равны в своих правах и обязаннос­тях. Они имеют право:

пользоваться поддержкой и защитой со стороны коллегии;

избирать и быть избранными в состав органов коллегии;

принимать активное участие в деятельности коллегии (ставить вопросы, вносить предложения, участвовать в обсуждении и про­верках, знакомиться с документами);

пользоваться имуществом коллегии;

выйти в любой момент из состава коллегии.

Члены коллегии обязаны:

соблюдать требования Устава коллегии;

выполнять решения общего собрания и его органов;

платить членские взносы.

Никакие другие имущественные обязательства не могут быть возложены на них в одностороннем порядке.

Члены коллегии несут дисциплинарную ответственность за на­рушения законов и Устава. Меры дисциплинарного взыскания, по­рядок их применения, снятия и обжалования определяются Уста­вом коллегии адвокатов.

Президиум коллегии имеет право исключить адвоката из колле­гии в случаях:

отзыва или прекращения действия лицензии на право заня­тия адвокатской деятельностью;

систематического или однократного грубого нарушения принципов организации и деятельности адвокатуры и своих обязанностей;

обнаружившейся невозможности исполнения адвокатом сво­их профессиональных обязанностей вследствие недостаточной ква­лификации;

занятия предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью;

систематической неуплаты членских взносов;

по собственному желанию;

в иных, предусмотренных Уставом, случаях.

Адвокаты свою деятельность осуществляют через юридические консультации, адвокатские конторы, а также индивидуально без регистрации юридического лица.

Юридические консультации не имеют статус юридических лиц и являются структурными подразделениями коллегии адвокатов. Они образуются президиумами и действуют на основании положений, принимаемых общими собраниями (конференциями) коллегии ад­вокатов. Консультациями руководят заведующие, назначаемые пре­зидиумами коллегии адвокатов.

Адвокатская контора является некоммерческой организацией в форме учреждения. Она создается адвокатами в целях обеспече­ния материальных, организационно-правовых и иных условий ока­зания адвокатами юридической помощи.

Деятельность адвокатов лицензируется. В соответствии с Ука­зом Президента «О лицензировании» от 17 апреля 1995 г., Законом «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 г. и Положением «О порядке выдачи лицензий на занятие адвокатской деятельнос­тью», утвержденным приказом Министерства юстиции РК от 21 ян­варя 1998 г. за № 19, лицензия выдается при условии сдачи квали­фикационного экзамена Квалификационной коллегии юстиции. Она является генеральной, постоянной и действует на всей территории Республики Казахстан.

В выдаче лицензии может быть отказано по основаниям, пре­дусмотренным законодательными актами о лицензировании.

Действие лицензии может быть приостановлено:

на период поступления адвоката на государственную службу, избрания (назначения) его депутатом Парламента, нахождения его на срочной действительной военной службе;

- в случае исключения из членов коллегии адвокатов из-за сис­тематической неуплаты членских взносов или по иным, предусмотренным Уставом, основаниям. Лицензия может быть отозвана в судебном порядке по иску ор­ганов юстиции в случаях:

грубого нарушения адвокатом принципов организации и деятельности адвокатуры и неоднократного невыполнения им своих обязанностей;

невозможности исполнения адвокатом своих профессиональ­ных обязанностей вследствие недостаточной квалификации (исклю­чительно по представлению коллегии адвокатов).

Действие лицензии прекращается в судебном порядке в случа­ях:

признания адвоката в установленном порядке недееспособ­ным или ограниченно дееспособным;

осуждения адвоката за умышленное преступление;

Действие лицензии адвоката также прекращается в случае его выхода из гражданства Республики Казахстан.

Следовательно, «под адвокатурой принято понимать организо­ванное особым образом объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. В наши дни перед ней официально поставлены задачи содействия охране прав и за­конных интересов всех физических и юридических лиц, осуществ­лению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспи­танию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц».

По своему значению адвокатура требует к себе не меньше внима­ния со стороны общества и государства, чем другие правоохранитель­ные органы. Изучение организации и порядка деятельности адвокату­ры для установления законности и предупреждения преступности яв­ляется одной из важнейших задач. При этом речь идет не об узких, цеховых интересах адвокатов, а о проблемах укрепления законности, актуальных для многих юристов и, конечно, для миллионов граждан, нуждающихся в квалифицированной юридической помощи.

С деятельностью адвокатов связан труд судей, прокуроров, сле­дователей, т.е. тех, от кого в значительной мере зависит охрана прав граждан.

Участие защитника в производстве по уголовному делу обяза­тельно в случаях, если:

об этом ходатайствует подозреваемый или обвиняемый. В со­ответствии с ч. 3 ст. 16 Конституции каждый задержанный, аресто­ванный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответ­ственно, задержания, ареста или предъявления обвинения;

подозреваемый или обвиняемый не достиг совершеннолетия. Наличие в процессе законного представителя несовершеннолетне­го, если он не является защитником по делу, не исключает обязательного участия в нем защитника;

подозреваемый или обвиняемый в силу физических или пси­хических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Речь идет о физических недостатках, затрудняющих восприятие происходящего в ходе производства по делу и реагирование на него (ослабленные слух и зрение, заикание). К психическим недостаткам в данном случае относится не невменяемость, а недостатки умственного развития, психические расстройства. Возможность реализации прав лиц, обладающих указанными недостатками, на защиту в каждом конкретном случае определяется органом, ведущим уголовный процесс;

подозреваемый или обвиняемый не владеет языком, на котором ведется судопроизводство;

лицо обвиняется в совершении преступления, за которое в качестве меры наказания может быть назначено лишение свободы на срок свыше десяти лет, пожизненное лишение свободы либо смертная казнь;

к обвиняемому применен арест в качестве меры пресечения или он принудительно направлен на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу;

между интересом подозреваемых или обвиняемых, один из которых имеет защитника, имеются противоречия;

в производстве по уголовному делу участвует представители потерпевшего (частного обвинителя) или гражданского истца;

при рассмотрении дела в суде участвует государственный обвинитель;

- обвиняемый находится вне пределов Республики Казахстан или уклоняется от явки в органы предварительного следствия.

В таким случаях защитник исполняет ряд важных процессуальных функций, которые дают возможность осуществлять производство по делу. Адвокат содействует законности и справедливости при оказа­нии любой юридической помощи. Публично правовыми началами определяется отношение адвокатуры к выявленным правонаруше­ниям, регламентация общения адвокатов с клиентами, решение ряда других вопросов.

Важным в деятельности адвоката является институт адвокатс­кой тайны, что составляет как сам факт обращения субъекта право­отношений за квалифицированной помощью, так и сведения, кото­рые стали известными адвокату в ходе оказания услуг юридической помощи. «При отсутствии уверенности в неразглашении сведений, сообщенных адвокату, граждане в ряде случаев будут отказывать­ся от обращений за необходимой им юридической помощью. Поскольку этот отказ противоречит и интересам государства, оно, исходя из публично-правового значения адвокатской деятельнос­ти, установило институт адвокатской тайны».

Повышение престижа адвокатуры отвечает интересам общества и является объективным свидетельством подлинной демократиза­ции прав и свобод казахстанских граждан.

Помогая гражданам и организациям в защите их прав и закон­ных интересов, адвокаты выполняют важную социальную функцию - повышают правовую культуру общества и способствуют демокра­тизации сферы юридической деятельности.

Разъясняя Закон, принимая на себя защиту прав и интересов граж­дан, адвокатура способствует устранению разрыва между понятиями «имею право» и «могу им воспользоваться». Здесь во всех обществах и во все времена пролегала более или менее широкая «нейтральная полоса», полоса, заполненная бюрократической трясиной. Никто вро­де бы и не отказывает в том, что дал тебе закон, а вот воспользовать­ся положенным удается далеко не всем и не всегда. Причин много: и недостаточная правовая культура населения, и неумение отстаивать свои интересы, и неправильное, узковедомственное понимание и при­менение закона на местах, и сомнения граждан в том, что суд спосо­бен надежно защитить интересы человека.

Законность и правопорядок представляют собой основу нормаль­ной жизни общества, всех его членов. Вот почему необходимы: чет­кое уяснение всеми гражданами своих законных прав и обязаннос­тей, их своевременная реализация, точное соблюдение и примене­ние законов.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Юридическая помощь государственные услуги

Правовая инструкция 9111.ru расскажет, каким категориям граждан предоставляется бесплатная юридическая помощь, в какой форме и по каким вопросам.

Квалифицированная юридическая помощь предоставляется каждому гражданину согласно ст. 48 Конституции РФ. Право на ее бесплатное получение может быть реализовано в соответствии с федеральными и региональными законами. Основы деятельности по оказанию такой помощи содержатся в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в РФ». Кроме того, предоставление юридической помощи на безвозмездной основе предусмотрено Федеральными законами «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», «О статусе военнослужащих» и иными нормативно-правовыми актами. Региональное законодательство может расширять и дополнять положения федеральных законов, регламентировать предоставление юридической помощи по вопросам, относящимся к компетенции различных госорганов (см., напр., Закон «О государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Брянской области»; Приказ Минстроя ЧР от 13.11.2012 N 04-13/471).

Категории граждан, которые имеют право получить юридическую помощь бесплатно в рамках государственной системы ее оказания, указаны в ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ»:

  • малоимущие граждане;
  • инвалиды I и II группы;
  • ветераны ВОВ, Герои РФ и СССР, Герои Труда;
  • дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, их законные представители и представители по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
  • усыновители, в том числе потенциальные, по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью, а также с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
  • граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания;
  • несовершеннолетние правонарушители в различных местах содержания, а также их законные представители и представители по вопросам обеспечения и защиты прав таких несовершеннолетних (за исключением вопросов по уголовному судопроизводству);
  • граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители по вопросам обеспечения и защиты прав таких граждан;
  • граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, а также близкие родственники и иждивенцы граждан, погибших при ЧС;
  • граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов РФ.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения, адвокаты, нотариусы, государственные юридические бюро. Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

  • правового консультирования в устной и письменной форме;
  • составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях;
  • в иных не запрещенных законодательством РФ видах. (ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ).

В рамках негосударственной системы бесплатная юридическая помощь предоставляется юридическими клиниками (студенческими консультативными бюро, студенческими юридические бюро и др.) и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи (ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ, Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012 г. N 994).

Консультирование в устной и письменной форме, а также составление процессуальных документов (заявлений, ходатайств и др.) для граждан, имеющих право на помощь по любым вопросам, осуществляется при возникновении споров, связанных с:

  • операциями с недвижимостью, которая является единственным жильем (земельными участками, на которых находится единственное жилье);
  • предоставлением жилого помещения по договору соцнайма детям-сиротам;
  • защитой прав потребителей в части предоставления коммунальных услуг;
  • защитой трудовых прав и признанием безработным;
  • предоставлением мер социальной поддержки;
  • назначением, перерасчетом и взысканием пенсий и пособий;
  • алиментными правоотношениями;
  • возмещение вреда в связи с потерей кормильца, повреждением здоровья на работе или в чрезвычайной ситуации;
  • обжалованием во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;
  • иными вопросами.

Такие граждане имеют право на представление их интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях, если они являются:

  • истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел, связанных с единственным жильем гражданина или предоставлением жилья по договору соцнайма детям-сиротам;
  • истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел о взыскании алиментов, возмещения вреда в связи с потерей кормильца, повреждением здоровья на работе или в чрезвычайной ситуации, усыновлении, обеспечении мер господдержки детям-инвалидам и детям-сиротам;
  • гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, от политических репрессий — по соответствующим вопросам.

Кроме случаев указанных выше, обязательное участие адвоката предусмотрено в уголовных делах, перечисленных в ч.1 ст. 51 УПК РФ. Если подозреваемый или обвиняемый не привлекают в таких случаях защитника самостоятельно, это должен сделать дознаватель, следователь или суд. Участие адвоката с последующей оплатой его труда из средств Управления Судебного департамента субъекта РФ обязательно, когда обвиняемый или подозреваемый:

  • не отказался от защитника в порядке ст. 52 УПК РФ;
  • заявил об отказе от защитника, но отказ не был удовлетворен (ч.4 ст. 132 УПК РФ);
  • является несовершеннолетним;
  • имеет физические и (или) психические недостатки, не позволяющие защищать себя самому;
  • не владеет языком, на котором ведется судопроизводство;
  • обвиняется в совершении преступления, за которое грозит срок лишения свободы свыше 15 лет;
  • если уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;
  • если судебное разбирательство проводится в порядке ч.5 ст. 247, главы 32.1 или глав 40, 40.1 и ст. 226.9 УПК РФ;
  • если рассматривается уголовное дело о применении принудительных мер медицинского характера (глава 51 УПК РФ);
  • если рассматривается жалоба на решение о выдаче лица в порядке ст. 463 УПК РФ.

Бесплатная юридическая помощь при обращении в государственное юридическое бюро может быть оформлена путем составления следующих документов:

  • заявление об оказании бесплатной юридической помощи;
  • соглашение об оказании бесплатной юридической помощи;
  • договор об оказании адвокатом юридической помощи гражданину, обратившемуся в государственное юридическое бюро;
  • договор о привлечении адвоката к работе государственного юридического бюро на постоянной основе (см. Приказ Федеральной регистрационной службы от 19 декабря 2005 г. N 178).

В иных случаях (если участник оказания помощи - федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения; органы управления государственных внебюджетных фондов) порядок обращения может устанавливаться административным регламентом (см., напр., Приказ Минстроя ЧР от 13.11.2012 N 04-13/471). При обращении гражданин подтверждает свою личность паспортом, а также предъявляет документы, подтверждающие его принадлежность к одной из категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь.

Государственное юридическое бюро или адвокаты, не оказывают помощь бесплатно, если гражданин:

  • обратился по вопросу, не имеющему правового характера;
  • просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
  • просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы при наличии установленных законодательством РФ препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию;
  • если в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина обратился прокурор.
  • Решение об отказе оформляется заключением. (ч.2 ст. 21).

Юридическая консультация онлайн 9111.ru работает с 2000 года. За это время юристы, зарегистрированные на сайте, а их почти 18 тысяч, дали 9 млн 862 тыс. бесплатных юридических онлайн-консультаций (на 14 ноября). Услугами сайта ежедневно пользуются более 250 тыс. пользователей.

Юристы 9111.ru оказывают бесплатную юридическую помощь в формате онлайн-консультаций всем категориям граждан без исключения. По статистике юристы отвечают на 9 из 10 заданных вопросов. В анкете каждого зарегистрированного на 9111.ru юриста можно увидеть, сколько ответов на вопросы пользователей он дал, сколько благодарностей получил, на какой теме специализируется и т.д.

9111 является современным,не заменимым порталом.При обращении всегда получаю квалифицированную,быструю и информативную помощь. Ставлю 5 звезд

5 всегда оказывают помощь.Спасибо.

Спасибо за портал 9111! За работу юристов, дающих квалифицированную правовую помощь непросвещенному населению -огромная благодарность! Это и психологическая поддержка, не все мрачно в нашем правосудии. Удачи во всем!

Спасибо за поддержку в трудных жизненных ситуациях.

Спасибо очень помогают,на любой вопрос можно найти ответ

9111 спасибо всем юристам. Ставлю 5+

Спасибо большое. Неоднократно обращалась к вашим специалистам и всегда получала квалифицированный ответ

Не всем оказываете вы помощь.

Я, её, так и не получил, увы.

[quote u="Александр Лаврентьевич" msg_date="14.02.2017 в 11:46" msg="664897"]Причём, ответы не только со ссылкой на статьи Закона, но и с требуемыми выдержками и комментариями.[/quote

режет глаза эта фраза.

закон - это ФЗ, а статьи - это кодексы, бессмысленные и бестолковые, которые просто так успокаивают народ и вселяют уверенность, чем пользуются эти якобы юристы.

советую: потребуйте в своём вопросе ответить именно со ссылкой на ФЗ, а статьи кодексов суды рассматривают по внутреннему убеждению!

нет не просто поворчать: я у вас пыталась ответ получить, что-то не запомнился, а если и пишу благодарность, то чтоб вас не обидеть!

У меня такая же ситуация ,а заманили и ободрали как липку,а когда приглашали говорили .что бесплатно.

Спасибо,что есть такой сайт!

Спасибо за сайт. Очень помогает в решении многих вопросов разного характера.